На комете Чурюмова-Герасименко могут найти жизнь

Исследователи не исключают, что в грунте кометы сохранились бактерии, когда-то принесшие жизнь на Землю

Человек смог все-таки посадить свой аппарат на комету, расположенную от Земли в десятках миллионов километров! Это событие уже ставят в один ряд с первым полетом человека в космос и высадку на Луну. Посадочный модуль «Филы», отстыковавшийся от зонда «Розетта», мягко сел в среду на поверхность кометы 67P/Чурюмова — Герасименко. А ведь зонд запросто мог пролететь мимо кометы, не добрав или превысив скорость, модуль мог плюхнуться на струю газа и тут же быть уничтоженным... Директор Государственного астрономического института им. Штернберга Анатолий ЧЕРЕПАЩУК высказал в интервью «МК» свое восхищение работой ЕКА.

Фото: Твиттер @ESA_Rosetta. Место посадки на комете, снято системой "ROLIS" установленой на "Филе".

- Это высочайшее мастерство в области небесной механики! - говорит Анатолий Черепащук. - Ведь «Розетта», стартовавшая с Земли 10 лет назад, преодолела более 6 млрд километров по спиралевидной траектории.

- Для чего нужна была такая траектория?

- Чтобы вовремя встретиться с кометой Чурюмова-Герасименко. Эта комета оказалась самой близкой из существующих, самой удобной для работы. Правда, на пути к ней зонд успел сблизиться с Марсом, трижды обогнуть Землю... В итоге, когда «Розетта» подлетела к комете, двигающейся со скоростью 15 км в секунду, ей пришлось ускориться. Вы представляете, что она могла бы и мимо пролететь, если бы на Земле лишь немного ошиблись в расчетах!

- Села она, как уже известно, с приключениями...

- Да, один раз подпрыгнула, не сразу закрепилась гарпунами, но все-таки со второй попытки сделала это, и это величайший успех европейских ученых. Комета, которую «Филы» будут изучать больше года, может открыть нам много тайн. Ведь на ней — нетронутый лед с девственной пылью, той самой, из которой когда-то давно образовалась Земля. Есть версия, что в первые сотни миллионов лет именно кометные ядра, «атаковавшие» нашу планету, и принесли на нее воду, а с ней и жизнь. Так что теперь будем ждать с нетерпением пробы грунта и результаты их исследования.

- Говорили, что поверхность кометы может быть рыхлой, как губка...

- Она скорей оказалась твердой, может только внешний слой у нее немного рыхлый.

- А какого комета размера?

- Ее ядро составляет 10 км.

- У ученых есть желание отправить человека на какую-нибудь комету?

- Это было бы очень интересно. Ведь человек мог бы эффективней провести на ней все исследовательские работы, но, к сожалению, кометы очень далеки от нас. Добраться до них могут только легкие беспилотные аппараты типа «Розетты».

- Есть ли у России планы по изучению комет?

- Ближайших нет, но опыт изучения комет у нас имеется. Еще в середине 80-х годов СССР отправлял аппарат «Вега» к комете Галлея. Он пролетел в тысяче километров от ее ядра и сделал первые в мире снимки кометы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26673 от 14 ноября 2014