Почему девочки в Доминикане становятся мальчиками: дело в тестостероне

Ученые объяснили, в чем кроется секрет массовой смены пола в доминиканской деревне

Редкое научное открытие совершил в деревне Лас Салинас в Доминиканской Республике ведущий телепрограммы "Обратный отсчет к жизни" (выходит на канале BBC2) Майкл Мозли. Он обнаружил там сразу нескольких детей, которые к 12 годам превратились из девочек в мальчиков.

Мозли в частности рассказал про одного из местных жителей - 24-летнего Джонни, который до 12 лет был девочкой по имени Фелисита. Парень ходил в школу в красном платье, интересовался "женскими" темами. Однако потом в нем вдруг проснулся интерес к мужским играм и вскоре бывшая девочка превратилась в юношу. Таких, как Джонни, в деревне оказалось еще несколько человек и все они, по их словам, сначала были девочками.

Читайте материал: В Доминикане 12-летние девочки становятся мальчиками без операции

По словам эндокринолога из университета Корнелл Джулиан Императо, все эмбрионы на начальном этапе формирования имеют только женские половые признаки. У некоторых детей в указанной деревне с рождения недоставало фермента 5-альфа-редуктазы, который отвечает за преобразование тестостерона в дигидротестостерон и влияет на формирование половых признаков.

Комментарий заведующего лабораторией Института молекулярной биологии им. Энгельгарта РАН Николая ЧУРИКОВА:

- Речь в данном случае идет не о смене пола, а о нарушении процесса созревания. Те самые «девочки» из Лас Салинаса, которые потом превращались в мальчиков, изначально имели мужскую Y-хромосому, но из-за влияния некоторых ферментов на тестостерон, его влияние на развитие половых было недостаточным. Данная особенность, конечно, может передаваться по наследству, но она не имеет генетической природы (напомню, что с генетическим набором у девочек-мальчиков было все в порядке изначально). Скорее тут можно говорить об эпигенетической природе данного явления, связанной с неправильной регулировкой работы генов.

По данным Института общей генетики РАН, самостоятельно менять пол в течение жизни могут лишь рыбы, моллюски и ракообразные. На сегодняшний день известно несколько сот видов таких рыб, большинство из которых обитают на коралловых рифах. Это представители семейств губановых (Labridae), рыб-попугаев (Scaridae), групперов (Serranidae), помацентровых (Pomacentridae) и других. В некоторых случаях начинает вырабатывать мужские гормоны и организм кур. Правда, курица превращается в петуха, только внешне, а не генетически.