Российский астроном Леонид Еленин открыл четвертую комету

По счастливому стечению обстоятельств, три из них «показались» ученому в начале декабря

Четвертую за последние пять лет комету открыл астроном из Института прикладной математики им. Келдыша Леонид Еленин. В пятницу, 11 декабря C/2015 X4 (Elenin) прошла на ближайшем от Земли расстоянии - 359 млн. км. Как удается ученому открывать по одной комете в год, первооткрыватель рассказал «МК».

Орбита кометы C/2015 X4 (Elenin)

Очередная находка произошла 3-го декабря. Работая на удаленной обсерватории ISON-NM, Леонид открыл свою 4-ю комету. 8 декабря ей уже дали официальное название C/2015 X4 (Elenin), а 11 декабря она прошла на самом ближайшем к Земле расстоянии в 359 млн километров.

По словам Еленина, его новая комета имеет блеск 17.5 звездной величины (то есть видна только в профессиональный телескоп) и относится к семейству комет Нептуна (или комет семейства Галлея). Она уже побывала в ближайшей точке от Солнца — на расстоянии 3.4 астрономические единицы, и теперь удаляется от него по направлении к Нептуну. В следующий раз комета C/2015 X4 (Elenin) вернется к нам только через 77 лет (таков ее период обращения вокруг Солнца), а именно, в 2092 году.

Нам удалось побеседовать с Леонидом Елениным по поводу его открытия по телефону.

- Леонид, мы вас поздравляем от всей души! Каков приблизительный размер вашей новой кометы?

- Комета не большая, скорее всего, ее ядро не превышает размер в несколько километров.

- Есть ли среди астрономов такие же как вы мультиоткрыватели комет?

- Конечно, у меня достаточно скромный результат. Астрономы работающие на профессиональных обзорных телескопах, имеют на счету десятки комет. Например австралийский астроном, шотландского происхождения Роберт МакНот открыл 82(!) кометы. Сейчас открывать кометы становится все сложнее, так как нам приходится конкурировать с американскими большими обзорными телескопами.

- Тем не менее, четыре кометы за пять лет, - это достижение. Признайтесь, у вас есть какой-то секрет или счастливая примета?

- Я называю это закономерной случайностью, базирующийся на каждодневной работе. Например свою 3-ю комету я открыл 12 декабря 2014 года, и после года интенсивной работы, случай подарил мне очередную комету. Кстати, 3 из 4 своих комет я открыл в декабре, и здесь нет мистики. Просто в северном полушарии в декабре самые длинные наблюдательные ночи. Как я писал, конкуренция со стороны американских обзоров очень высока (наши телескопы в разы меньше их телескопов). Приходится искать там, где они предпочитают не искать - на фоне Млечного пути. Это сложная работа, так как кометы и астероиды «прячутся» на фоне звезд, которых в этих областях очень много. Например, на одном кадре может быть более 100 тысяч звезд! Приходится заниматься тяжелой работой, чтобы добиться успеха.

Напомним, что высокие технологии сегодня позволяют астрономам (ими пользуется и Леонид Еленин), сидя у себя в кабинете, наблюдать за небом в телескоп, расположенный в другой стране. Так, упомянутая им обсерватория ISON- NM (обсерватория, дистанционно управляемая по российскому проекту ISON) расположена в штате Нью-Мехико в США. Специальная программа, запущенная Елениным, сканирует определенные участки неба, делает снимки, которые он может изучать в Москва.

Справка МК

Кометы, открытые Леонидом Елениным:

2010 год — долгопериодическая, впервые долетевшая к нам из облака Оорта, которая вскоре разрушилась.

2011 год — комета из семейства Сатурна. Вернется к Земле в 2023 году.

2014 год — комета из семейства Сатурна. Вернется к Земле в 2029 году.

2015 год — комета из семейства Нептуна. Вернется к Земле в 2092 году.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26988 от 14 декабря 2015