Астрономы обнаружили самую далекую галактику

Она ненамного младше нашей Вселенной

Самую далёкую галактику из известных на сегодняшний день удалось обнаружить ученым американского аэрокосмического агентства NASA с помощью телескопа «Хаббл». Специалисты увидели её на расстоянии около 13,4 миллиарда световых лет от нас. Предполагается, что объект, получивший название GN-z11, появился всего лишь менее чем через 400 миллионов лет после Большого взрыва — по космическим меркам это весьма короткий срок.

Она ненамного младше нашей Вселенной

Как сообщают исследователи, на сегодняшний день обнаруженная галактика находится значительно дальше от нас — на расстоянии 32 миллиардов световых лет. Однако сегодня нас достигает свет, который этот кластер звёзд излучал 13,4 миллиарда лет назад. По словам учёных, глядя в далёкий космос, человек, в некотором смысле, всегда заглядывает в прошлое, и GN-z11 — отличный тому пример: для наблюдателя с Земли этот объект выглядит таким, каким он был в тот период, то есть когда Вселенная была на 97% моложе, чем сегодня.

Галактика GN-z11 расположена со стороны созвездия Большой медведицы. Она меньше нашей, но в ней очень активно образовываются звёзды (на днях учёные выяснили, что недавно в Млечном пути для этого процесса перестало хватать газа). При этом звёзды в ней очень горячи и массивны, что характерно для ранней Вселенной.

Специалисты признаются, что обнаружение столь ранней и одновременно столь яркой галактики стало для них самих приятной неожиданностью. Как сообщил Паскаль Оэш из Йельского университета, один из авторов исследования, столь яркие галактики вряд ли были распространённым явлением в ранней Вселенной.

Работа исследователей готовится к публикации в журнале The Astrophysical Journal.

В астрономии рекорды, связанные с расстоянием, в последнее время удерживаются не слишком долго, передаёт National Geographic. Предыдущее сообщение об обнаружении самой далёкой галактики прозвучало в июле 2015 года, когда учёные нашли галактику EGSY8p7 — она была на 200-300 миллионов лет моложе GN-z11. До этого «рекордсменом» считалась открытая в феврале того же 2015 года галактика EGS-zs8-1, возраст которой которой ещё на 200 миллионов лет меньше. Специалисты предполагают, что GN-z11 также не слишком надолго останется древнейшей галактикой из известных.

Впрочем, для того, чтобы найти ещё более ранние галактики, возможностей телескопа «Хаббл» может не хватить. Поэтому теперь учёные возлагают надежды на более совершенный телескоп Джеймса Уэбба, запуск которого запланирован на 2018 год.