Секретный план Роскосмоса: с «Ангары» пересядем на «Феникс»

Стали известны детали новой программы освоения Вселенной

По итогам закрытого совещания Экспертного совета по космосу, состоявшегося в середине прошлой недели, просочились слухи о том, что мы фактически оставляем космодром «Восточный» без перспективных пилотируемых программ. Все они возвращаются на Байконур и сдвигаются на один год вперед. А космонавтов с проектируемым кораблем «Федерация» пересаживают на несуществующую пока ракету-носитель «Феникс», для которой на Байконуре уже есть готовые стартовые столы. Насколько эти слухи достоверны, попытался выяснить «МК».

Стали известны детали новой программы освоения Вселенной

Все произошло после совещания в Сочи 22 мая с Президентом России Владимиром Путиным, который, как мы помним, призвал госкорпорацию ускорить создание отечественной супертяжелой ракеты-носителя, дыбы не плестись в хвосте у мировых держав, которые делают в этом плане более смелые шаги. Казалось бы, вот оно: дождались наконец политической воли на продвижение российских технологий!

Но половина госкорпорации после этого известия впала в ступор: как теперь, вдруг, при имеющемся скудном финансировании, на пять лет ускорить разработку «Феникса» (именно его видят в качестве первой ступени супертяжа), а сам тяжеловоз грузоподъемностью 80 тонн вывести в космос не в 2035-м, а уже в 2025 году? Есть еще вопросы: что делать с линейкой ракет «Ангара» и стартовыми столами под нее на космодроме «Восточный»? Что делать с кораблем «Федерация» — ведь его масса изначально закладывалась под «Ангару»?..

Для восстановления всей картины многолетних дебатов на эту тему вернемся на четыре года назад, когда Роскосмос выбирал проекты перспективной супертяжелой ракеты из трех представленных проектов — Центра им. Хруничева, РКК «Энергия» и ЦСКБ «Прогресс». Остановились в итоге на ракете-носителе грузоподъемностью 75–85 тонн с возможностью доработки до более тяжелого варианта в 160 тонн (этот проект мог бы стать общим детищем трех предприятий). Создание ракеты должно было быть заложено в Федеральную космическую программу на 2016–2025 годы. Но довольно быстро проект был признан слишком дорогостоящим — опять-таки в связи с отсутствием для него полезной нагрузки, то есть перспективных задач. По словам руководителя Научно-технического совета Роскосмоса Александра Коптева, такая ракета может потянуть на 700 млрд рублей, а потому вновь сделали ставку на наиболее бюджетную ракету-носитель «Ангара».

Из «Ангары» предполагалось сделать целую линейку ракет-носителей — от легкой до тяжелой. Даже если бы понадобилось лететь до Луны, тяжелый вариант «Ангары-А5» в четыре приема смог бы доставить бы на орбиту все необходимые блоки. То, что такой проект возможен, с большой уверенностью утверждал главный конструктор по ракетам-носителям, разработчик «Ангары» Александр Медведев.

Оппоненты Медведева выдвигали другой аргумент — ракету-носитель «Энергия», при помощи которой в 80-х производился запуск «Бурана». «Она уже сегодня могла бы поднять более 100 тонн, если бы руководство страны и отрасли сделало на нее ставку в далеком 1994 году, — говорили ее разработчики из РКК «Энергия». — На сегодняшний день это самая сверхтяжелая ракета-носитель в мире, причем успешно прошедшая летные испытания в 1987 и 1988 годах».

Похоже, теперь именно сторонники «Энергии» снова заставили космические качели сменить направление движения. На днях курирующий космическую отрасль вице-премьер Дмитрий Рогозин собрал экспертов, чтобы еще раз обсудить возможность форсирования создания супертяжелой ракеты.

Вот мнение одного из участников совещания, руководителя Института космической политики Ивана МОИСЕЕВА:

— Это неожиданное для практики космонавтики решение. «Феникс» — несуществующая ракета, которую надо спроектировать, сконструировать, провести испытания, а потом отправлять человека. По прежним планам, к 2025 году надо было начать по ней только наземные испытания. После них — летные, и только после них можно было бы запускать человека. Если ускорять эту работу, мы все равно вряд ли уложимся во временные рамки и в финансирование.

Второй вопрос — по поводу корабля «Федерация»: на какой же ракете он в итоге полетит в космос?

Третий — непонятно, зачем нам вообще сейчас сверхтяжелая ракета. Ведь при уровне финансирования нашей пилотируемой программы мы сможем полететь на Луну только через 50 лет! Наш прошлый опыт показывает, что ни один наш предыдущий проект по созданию сверхтяжелого носителя не имел полезной нагрузки. Американские «Сатурн-5» и «Шаттл» тоже не дали потомства — программы были свернуты, хотя они были более удачными, чем наши. Сейчас все говорят о новом корабле NASA SLS, но по поводу его целей и задач тоже пока больше вопросов…

Другой эксперт в области ракетно-космической отрасли, в недавнем прошлом заместитель руководителя проектно-исследовательского центра ФГУП «ГКНПЦ им. М.В.Хруничева Павел ПУШКИН, считает, что решение оставить космодром «Восточный» вполне логично и может быть продиктовано внешнеполитическими соображениями:

— Не исключено, что возвращение пилотируемых пусков на Байконур обусловлено не только нуждами космонавтики (очевидно, что с «обкатанного» космодрома осуществлять пуски проще), но и укреплением дружеских связей с Казахстаном. Что касается сверхтяжелой ракеты, то, насколько я знаю, «Феникс» — это локализованная версия ракеты «Зенит» (ее производили на Украине). Развивая этот проект, мы помогаем производству. Но главная задача — найти под нее полезную нагрузку.

Впрочем, отметим, что полной ясности по поводу космических планов нашей державы по-прежнему нет. Официальных комментариев представители Роскосмоса не дали.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27404 от 29 мая 2017

Заголовок в газете: Космонавтику спасет железный «Феникс»?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру