Российские ученые предложили «цветовой термометр»-порошок

Он создан из соединений металлов и органических молекул, меняющих цвет свечения

Вещество, которое, словно хамелеон, меняет цвет свечения в зависимости от температуры создали российские ученые  совместно с коллегами  Франции и Португалии. Оно может пригодиться для измерения температуры за бортом космической станции.

Он создан из соединений металлов и органических молекул, меняющих цвет свечения

Соединения, состоящие из ионов лантаноидов (элементы с атомными номерами с 57 по 71 в периодической таблице Д. И. Менделеева) и различных органических молекул обладают разными практически полезными свойствами и находят широчайшее применение в современной технике и технологии.

Например, они применяются при получении полимеров в качестве катализаторов, для изготовления люминесцентных материалов, в микроэлектронике и во многих других областях.

При создании люминесцирующих материалов органические молекулы играют ключевую роль, поскольку позволяют соединению в десятки тысяч раз эффективнее поглощать ультрафиолет и полученную энергию переводить в люминесцентное свечение.

Исследователи из Института элементоорганических соединений имени А. Н. Несмеянова, Физического института имени П. Н. Лебедева РАН (ФИАН), МГУ и Нижегородского института металлоорганической химии имени Г. А. Разуваева, в сотрудничестве с западными коллегами разработали новый эффективный люминесцентный материал для измерения температуры в труднодоступных местах.

Как сообщил «МК» ведущий научный сотрудник лаборатории «Молекулярная спектроскопия люминесцентных материалов» ФИАН, доктор химических наук Илья Тайдаков, речь идет о серии веществ, состоящих из ионов металлов европия, тербия и диспрозия, а также специально подобранных органических молекул.

Самое интересное явление обнаружилось при изучении комплексов, содержащих сразу два иона — тербия и европия. Оказалось, что при охлаждении цвет люминесценции меняется от красного до зеленого, причем по соотношению интенсивности линий в спектре можно довольно точно определять температуру. Новый материал дает возможность точно определять температуру поверхности в очень низком диапазоне: от 130 до 220 кельвинов, то есть от -143 до -53 градусов по Цельсию. Преимущество этого способа в том, что для измерения можно использовать маленькое количество вещества, даже одну небольшую частицу. Его можно поместить на поверхность и оптическим образом определять температуру по изменению спектра люминесцентного свечения. Зеленое свечение соответствует низким температурам, красное высоким.

Такой «цветовой термометр» можно использовать для бесконтактного определения температуры, когда применение стандартных датчиков по какой-то причине невозможно, или там, куда ограничен доступ человека. К примеру, на внешней стороне космической станции. Для этого достаточно нанести смесь на поверхность, подсветить ультрафиолетом и использовать спектрометр для очень точного определения температуры по спектру излучаемого свечения.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28850 от 19 августа 2022