Космос невезения

Европейский грузовой корабль застрял на орбите из-за погрешностей в программном файле

Серия ЧП на орбите продолжается. Мало нам неудачных запусков своих ракет-носителей, так теперь картину дополнительно портит европейский грузовик ATV-3 «Эдоардо Амальди», пристыкованный к Международной космической станции в конце марта. Если в середине августа он чуть не сорвал корректировку орбиты МКС, неожиданно отключив двигатели в самый разгар работы, то сейчас и вовсе «отказался» отстыковываться. «МК» попытался разобраться в причинах «упрямства» грузовика.

Европейский грузовой корабль застрял на орбите из-за погрешностей в программном файле

Процесс отстыковки выполнившего свою миссию корабля должен был осуществиться в ночь на 26 сентября, в 2.35 по московскому времени. Перед отправкой космонавты загрузили его напоследок отходами своей жизнедеятельности общим весом более тонны и задраили люк. Однако вскоре после запуска программы отстыковки бортовой компьютер неожиданно выдал запрет на продолжение операции, — что-то сработало не так в системе управления. И вскоре Европейское космическое агентство выдало на своем сайте следующую информацию: «Проблема была обнаружена экипажем космической станции незадолго до отстыковки, когда астронавты попытались отправить на ATV-3 команду с пульта управления отстыковкой, который находится в российском служебном модуле «Звезда». Что это может означать, нам прокомментировали специалисты.

— При расстыковке всегда проводится проверка готовности системы, — пояснил источник в РКК «Энергия». — Специальная программа совершает сканирование, или «опрос», всех узлов, и только после того, как все «отчитаются» о готовности, дает команду на отстыковывание аппарата от станции.

— Говорить сейчас, по чьей вине произошел сбой — нашей или европейской, мы пока не можем, — сказали нам и в Центре управления полетами. — С одной стороны, именно европейская сторона формирует основные команды для запуска систем своего корабля. Наша же сторона отвечает за качество передачи этих команд по радиоканалу, поскольку ATV-3 пристыкован, а значит, полностью интегрирован в наш модуль «Звезда».

Вскоре появилось уточнение ЕКА о том, что сам корабль исправен, а погрешность выявлена в файле общего программного обеспечения, который отвечает и за создание команд, и за проверку деятельности систем, и за отправку. Иными словами, в этом файле заложена потенциальная вина как нашей, так и европейской стороны. Удастся или нет специалистам найти истинную причину отказа в расстыковке, покажет время. На момент подписания номера, по словам специалистов, этого не произошло.

Как уже говорилось, это второй сбой в программном обеспечении «Эдоардо Амальди» за время его работы на станции. В середине августа с помощью этого грузовика орбита МКС была поднята не на ту высоту, на которую планировалось. Его двигатели отработали меньше положенного времени и автоматически отключились, в результате высота орбиты МКС увеличилась лишь на 5,1 километра вместо расчетных 7,7 километра. Исправить оплошность удалось только со второй попытки в конце августа. Как выяснила тогда международная комиссия по установлению причин сбоя, команда на выключение двигателей ATV-3 была передана автоматикой европейского корабля, которая среагировала на температурный датчик одного из двигателей грузовика, который в этот момент не работал.

Если та погрешность напрямую могла повлиять на работу станции (корректировка ее орбиты очень важна для стыковки с подлетающими кораблями), то неудача с расстыковкой носит исключительно локальный характер и практически не влияет ни на работу станции, ни на функционирование самого корабля ATV-3. Он может спокойно ждать повторной попытки. По неофициальным пока данным, вторая попытка отстыковки «Эдоардо Амальди» теперь состоится в четверг.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру