Вербное воскресенье: смысл праздника и почему именно верба?

В этот день постящимся наконец разрешаются рыба и вино

28 апреля 2013 в 10:02, просмотров: 101820

В последнее воскресенье перед Пасхой православные вспоминают вход Господа Иисуса в Иерусалим. Его встречала ликующая толпа, люди приветствовали Христа пальмовыми ветвями, которые в православной традиции заменили на вербу. Но через пять дней та же самая толпа будет кричать: «Распни его!»...

Вербное воскресенье: смысл праздника и почему именно верба?
фото: Геннадий Черкасов

Верба на Руси всегда олицетворяла праздник, весну, новую жизнь, грядущее обновление. Именно поэтому она стала еще и религиозным символом. В православии ветки вербы называют «ветвями добродетели»: они метафорично тянутся к небу. Кстати, в Ветхом Завете говорится о том, что в храм люди должны были приносить «начатки» живого... В Вербное воскресенье соблюдающим пост наконец разрешаются рыба и вино.

Вербу освящают в субботу на Всенощном бдении. Дома ее ставят в воду, а потом веточки можно высадить в землю. Если же они простояли долго и засохли, их надо отнести в храм и сжечь в церковной печи...

С вербой связано еще одно поверье: говорят, что в ночь на 4 декабря, когда наступает праздник Введения Богородицы во Храм, незадолго до полуночи покрытые льдом вербные почки раскрываются, издавая потрескивание, из них даже появляются листики...

Иисус Христос въехал в Иерусалим верхом на осле: это животное было эмблемой мира, в отличие от «воинственного» коня. Встречали Его с восторгом: люди даже расстилали на дороге свои одежды, чтобы воздать честь Христу. Молва о чудесах, совершенных Иисусом, о воскрешении Лазаря, которое случилось накануне, дошла до Иерусалима.

Но Вербное воскресенье считается одним из самых трагических церковных праздников. Ведь восторженные жители Иерусалима ожидали от Христа политических побед, того, что он завершит римскую оккупацию, отомстит врагам народа Израилева. И, когда Христос не оправдал этих приземленных надежд, гнев толпы обернулся против Него.

Митрополит Антоний Сурожский так комментирует эти события: «А нам завещал Христос жизнь; Он нас научил тому, что, кроме любви, кроме готовности в своем ближнем видеть самое драгоценное, что есть на земле, — нет ничего!.. Он нас научил тому, что человеческое достоинство так велико, что Бог может стать Человеком, не унизив Себя. Он нас научил тому, что нет ничтожных людей, тому, что страдание не может разбить человека, если только он умеет любить. Христос научил нас тому, что в ответ на опустошенность жизни можно ответить, отозвавшись только мольбой к Богу: «Приди, Господи, и приди скоро!..»

...А те немногие, которые услышали голос Спасителя, которые выбрали любовь и уничиженность, которые захотели любить ценой своей жизни и ценой своей смерти, те получили, по неложному обещанию Христа, жизнь, жизнь с избытком, победную, торжествующую жизнь... Это — праздник, который мы сейчас вспоминаем, который мы сейчас празднуем; это день страшнейшего недоразумения: одним оставляется дом их пуст, другие входят в дом Божий и становятся сами храмом Святого Духа, домом Жизни».



Партнеры