Россияне стали меньше курить. Антитабачные меры работают?

Давай, товарищ, не будем по одной

Прошло менее двух лет с того дня, как был принят едва ли не самый резонансный в России Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», который привел российское законодательство в соответствие с требованиями Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака. В нашем обществе он вызвал неоднозначную реакцию. Но процесс пошел...

Давай, товарищ, не будем по одной

тестовый баннер под заглавное изображение

Напомним, Рамочную конвенцию Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака наша страна ратифицировала в 2008 году. И спустя небольшое время были разработаны следующие меры: введен запрет курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах; разработаны новые ценовые и налоговые условия; предан гласности состав табачных изделий; другими, непривлекательными (со страшилками) стали упаковка и маркировка пачек табачных изделий. Также более активно стали бороться с курильщиками российские СМИ. Газеты, телевидение стали больше внимания уделять информации о вреде табака и о вредном воздействии окружающего табачного дыма на некурящих. Запрещены реклама и спонсорство табака. Включились в эту борьбу и медицинские работники. Сегодня уже никого не удивляет, что есть врачебные способы помощи курильщикам, решившим завязать с привычкой.

Но не меньшую роль в отказе от курения сыграло и сокращение незаконной торговли табачной продукцией; ограничение торговли табачными изделиями; запрет на продажу табака несовершеннолетним и несовершеннолетними, на курение в среде несовершеннолетних.

Законом также был введен запрет на стимулирование продажи табака и спонсорство табачных компаний, на продажу насвая, на продажу табачных изделий в образовательных, культурных, спортивных, медицинских и санаторно-курортных организациях; в помещениях, занимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления. Также в июне 2013 года на пачках сигарет в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации стали печататься изображения реальных последствий курения, что снизило привлекательность курения у несовершеннолетних.

Но и это еще не вся головная боль для курильщиков. С 15 ноября прошлого года в России полностью запрещена реклама сигарет, а также введены штрафы за курение в неположенных местах, рекламу табачных изделий и другие нарушения антитабачного законодательства.

А с 1 июня 2014 года курение полностью запрещено в поездах дальнего следования, кафе, ресторанах, барах, гостиницах. Запрещена открытая выкладка табачных изделий в магазинах, а также введен рад других мер. Необходимо отметить, что именно в кафе, ресторанах и барах граждане России чаще всего становятся жертвами пассивного курения. При этом вред здоровью причиняется и тем, кто не планировал подвергать свои легкие воздействию канцерогенов, а именно обслуживающему персоналу (официанты, повара, бармены).

С момента вступления в силу закона запрещается торговля табачной продукцией в образовательных организациях, учреждениях культуры, учреждениях органов по делам молодежи, физической культуры и спорта, медицинских и санаторно-оздоровительных организациях, на транспортных средствах городского и пригородного сообщения, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, ближе 100 метров от территорий образовательных учреждений. Введен запрет стимулирования продажи табачных изделий и потребления табака, а также спонсорства табачными компаниями.

Но вряд ли все эти запреты сработали бы сами по себе. Нужен был механизм их реализации. Минздрав России в целях введения ответственности за несоблюдение норм Федерального закона подготовил проекты нормативных правовых документов. Это и проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о проведении мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака». И проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в некоторые правительственные акты». И проект совместного приказа Минрегиона России и Минздрава России «Об утверждении требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака». И проект приказа Минздрава России «Об утверждении перечня документов, удостоверяющих личность и позволяющих установить возраст покупателя табачной продукции, которые продавец вправе потребовать в случае возникновения у него сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия».

Сыграли свою роль и утвержденные Минздравом России приказы по поводу информирования населения о вреде потребления табака и вредном воздействии окружающего табачного дыма. А также — об установлении на территориях знака о запрете курения.

Все это, безусловно, сыграло свою положительную роль. Плюс активная пропаганда здорового образа жизни, начатая Минздравом уже в 2009 году. Созданы и оснащены центры здоровья, деятельность которых направлена на оказание помощи по отказу от употребления табака. Министерством также осуществлялась реализация масштабной рекламной кампании по приоритетным направлениям программы «Здоровая Россия» на телеканалах, радиостанциях, в Интернете. Общий охват — 46% населения (около 32 млн человек).

Кроме того, в 2013 году начала работать единая телефонная справочная служба программы «Здоровая Россия», которая предоставляет круглосуточно бесплатные консультации населению по вопросам работы центров здоровья, здорового питания, рисков потребления табака, алкоголя и наркотиков.

В целом уже сейчас можно говорить о том, что антитабачные меры, принятые государством, работают. В 2009 году результаты Глобального опроса взрослого населения о потреблении табака (GATS) были поистине шокирующими: оказалось, что Россия находится в числе мировых лидеров по распространению курения, а показатель «60,2% курящих мужчин» — самый высокий в мире. А действия государства, направленные на сокращение потребления табака, способствовали снижению уровня курения среди россиян. Если, по данным Росстата, в 2008 году в Российской Федерации курили 33,7% взрослого населения, то в 2013 году произошло снижение показателя распространенности курения до 28,3% (на 16%).

Похожая динамика наблюдается и в результатах исследований ВЦИОМ. Если в 2009 году курили 41% взрослого населения России (близко к показателю наиболее репрезентативного исследования GATS в 2009 году — 39,1%), то в 2013 году этот показатель составил 34% (снижение на 17% — данные ВЦИОМа).

Очевидно, что антитабачные меры государственной политики начали доказывать свою эффективность, подтверждая опыт других стран. Меры, предусмотренные Рамочной конвенцией ВОЗ по борьбе против табака, приводят к снижению уровня потребления табака и снижают смертность населения. Минздрав России считает необходимым дальнейшее систематическое их внедрение и обеспечение правоприменения антитабачного законодательства в нашей стране и выступает против любых инициатив, направленных на ослабление антитабачного законодательства.

Возьмите на заметку

Итак, согласно антитабачному закону, с 1 июня 2013 года курение полностью запрещено:

— в городском и пригородном транспорте, на объектах транспортной инфраструктуры и у входов в здания вокзалов и аэропортов;

— на территории и в помещениях учреждений системы здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта;

— в помещениях социальных служб, помещениях, занимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

— на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях; нестационарных торговых объектах;

— на территориях детских площадок, пляжей;

— на воздушных судах.

...Все эти выводы были сделаны на шестой сессии конференции сторон Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, прошедшей в Москве в середине октября.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26663 от 30 октября 2014

Заголовок в газете: Давай, товарищ, не будем по одной

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру