Скульптурная мистификация: в Архангельске открыли памятник несуществующему Козьме Пруткову

За основу образа взято «прижизненное» изображение поэта

Известного литературного персонажа архангелогородцы считают своим земляком. Поскольку автор знаменитых афоризмов по воле авторов литературной мистификации Алексея Константиновича Толстого и братьев Жемчужниковых был уроженцем деревни Тентелеевой неподалеку от Сольвычегодска, входящего ныне в Архангельскую область. Вот уже шестнадцать лет в этом городе проходит арт-фестиваль имени Козьмы Пруткова, ставшего одним из узнаваемых культурных брендов Поморья.

За основу образа взято «прижизненное» изображение поэта

За основу композиции взят образ героя с так называемого «прижизненного» портрета Козьмы Пруткова – взлохмаченная от бдения голова, сюртук, в руке перо, в ногах змея – символ весьма ядовитой сатиры, порою оказывающейся актуальной и сегодня. Хотя позировал автору памятника весьма похожий на оригинал ведущий актер местного театра драмы Сергей Чуркин.

Открытие памятника приурочили к объявленному президентом национальному Году Литературы, и на сегодняшний день он стал первым полноценным скульптурным изображением поэта, которого многие по незнанию считают реально существовавшим человеком. «Зри в корень!», «Бди!», «Если хочешь быть счастливым, будь им!», «Что имеем – не храним, потерявши – плачем» – мало найдется тех, кто хотя бы однажды не слышал прутковских афоризмов. Кстати, есть повод узнать этих афоризмов побольше – памятник установили прямо напротив дверей Архангельского литературного музея на единственной пешеходной улице города.

Налим Малиныч

Улица Чумбарова-Лучинского, или, как ее еще называют, Чумбаровка – проект сохранения клочка исторического облика Архангельска – уже получила второе, неофициальное, название с легкой руки весьма сатирически настроенных последователей того самого Козьмы. Ее все чаще принято называть «улицей одного скульптора». Дело в том, что автор памятника архангельский скульптор Сергей Сюхин отметился в том же месте еще четырьмя своими работами – памятниками известным северным писателям-сказочникам Степану Писахову и Борису Шергину, писаховскому персонажу Сене Малине верхом на здоровенном налиме и поморской женке, ждущей мужа с морского промысла.

Писахов

Первый из них, Степан Писахов, уже успел обрасти своей легендой – с головы сказочника трижды «улетала» бронзовая чайка. Восстанавливать четвертую птицу на шляпе городские власти не стали, из-за чего памятник потерял значительную часть своего шарма. Однако нос и протянутая ладонь сказочника натерты до блеска – у горожан поздороваться с земляком считается обещанием будущей удачи.

Поморская женка

Улетит ли из руки Козьмы Пруткова перо – вот вопрос. Похитителей птицы так и не удалось поймать. Однако, как говорится в одном из самых известных спектаклей Архангельского молодежного театра, объехавшем полмира: «Я тваво Козьму за бороду возьму». Бороды у Пруткова, как известно, не было – и то хорошо.

Шергин

Кстати, создание скульптуры потребовало нескольких миллионов рублей и случилось исключительно благодаря меценатам, о чем неоднократно напомнили на открытии местные чиновники, которые постоянно жалуются на скудость городского бюджета.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру