Депутаты считают «Платон» антиконституционным

Хотя Путин начал «Прямую линию» с дорог, ни один вопрос дальнобойщиков озвучен не был

Как известно, вот уже почти полгода, с ноября 2015-го, власти через систему «Платон» пытаются содрать с дальнобойщиков их кровные, мужики же ни в какую не хотят сдаваться и стоят лагерями протеста по всей стране.

Окончательную точку в этом яростном споре теперь поставит Конституционный суд Российской Федерации.

Хотя Путин начал «Прямую линию» с дорог, ни один вопрос дальнобойщиков озвучен не был
Фото: Агн «МОСКВА» / Андрей Никеричев

14 апреля здесь рассматривался запрос группы депутатов Государственной думы о соответствии Основного закона РФ той схеме взимания платы с большегрузных машин за проезд по федеральным трассам через систему «Платон», которую внедряют власти и бизнесмены, фактически хозяева «Платона», имеющие свою долю с его использования.

«Плата за перевозку тяжеловесных грузов является платежом налогового характера, и, следовательно, все существенные элементы этого платежа могут быть установлены только федеральным законодательством в надлежащем порядке в форме налогового закона», — написано в тексте жалобы парламентариев. Кроме того, народные избранники полагают, что подобные поборы создают препятствия для свободного перемещения товаров по территории страны, то есть напрямую нарушают основные права граждан, в данном случае — владельцев транспорта грузоподъемностью свыше 12 тонн. Именно на них и легла новая финансовая дань. Кроме того, мы все и так платим обычный транспортный налог, а это, получается, налог косвенный, дополнительный.

Однако представитель правительства в КС Михаил Барщевский уверен, что введение «Платона» не просто пополнит государственный бюджет, но и улучшит экологию России. Так как грузоотправитель сделает все, чтобы использовать более дешевые и более экологические способы доставки груза, нежели чадящие на трассах тяжелые фуры.

«Но и это не главное, — прокомментировал «МК» свою точку зрения господин Барщевский. — Аргументы заявителей-депутатов не выдерживают никакой критики. И если бы не предвыборный год — никто бы из них эту тему не поднял. Наверное, можно обсуждать технологически неотрегулированные вопросы по «Платону», но не саму систему. Я вам скажу так: дальнобойщик вообще не пострадает. Он вынимает эти деньги не из своего кармана, а из кармана владельца груза. Теперь все перевозки станут не серыми, а прозрачными — и эти средства пойдут прямо в бюджет. Именно поэтому крупные компании, работающие по-белому, никогда не возражали и не возражают против «Платона».

— Ну так у них изначально большие объемы и маржа. А мелкие перевозчики прогорят. И в итоге все эти траты лягут на нас, на потребителей.

— А потребитель и так платит всегда, вы не знали? Кстати, никаких демонстраций дальнобойщиков возле Конституционного суда сегодня не было. Окончательное же решение КС станет известно не раньше чем через три недели, — закончил Михаил Барщевский.

Дальнобойщиков действительно у здания Конституционного суда не наблюдалось. Но они по-прежнему стоят стеной в лагерях протеста на улице Дыбенко (в Питере) и в подмосковных Химках. Их семьи пока кормят коллеги. Одного из лидеров движения, Андрея Бажутина, мы застали как раз в пути между Санкт-Петербургом и Москвой. Никак не откомментировав историческое заседание Конституционного суда, должного поставить точку в почти полугодовом споре властей и большегрузов (именно столько длится бессрочный протест), Андрей Бажутин, однако, отметил, что прежде всего недоволен выступлением Путина. Хотя тот и начал свою «Прямую линию» с разговора о дорогах. «Моя жена следила за этим по телевизору. Она — мать четырех детей, обычная домохозяйка — возмущена. Мы, я и мои коллеги, массово отсылали свои вопросы по «Платону» на «Прямую линию», вполне конкретные, а не абстрактные, и ни один в итоге озвучен не был».

— Я знаю, что ваше движение разделилось...

— Просто у одних одни интересы, у других — другие. Есть, к примеру, такой у нас Юрий Бубнов, который вообще ни с кем не желает объединяться, считает себя дальнобойщиком-одиночкой. Есть и те, кто надеется на помощь партий. Я считаю, что все это бесполезно. Как и Конституционный суд, какое бы решение он ни принял. 30 апреля начинает работу наш съезд, где будут решаться не политические, как хотелось бы некоторым, а чисто профессиональные проблемы.

Напомним, что система «Платон», обеспечивающая взимание платы с грузовиков с массой более 12 тонн за проезд по федеральным трассам, действует с 15 ноября. Ранее планировалось, что с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года включительно тариф вырастет до 3,06 руб./км, а с 2019 года будет установлен на ранее оговоренном уровне в 3,73 руб./км. Однако в конце февраля премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, которым продлил льготный период оплаты.

Пока же, по данным самих дальнобойщиков, примерно процентов 70 за «Платон» не платит и всячески его саботирует.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру