Зарплаты воспитателей дошкольных отделений снизили в 2–3 раза

Педагоги стали игрушками в руках директоров школ

Недавняя публикация «МК» «Директора школ грабят учителей» о злоупотреблениях со стороны администрации учебных заведений, и в том числе при начислении зарплат, вызвала многочисленные отклики пострадавших. Активнее всего выступили воспитатели детских садов, за последние год-два объединенных со школами в крупные «образовательные холдинги». Вот лишь пара из рассказанных ими историй.

Педагоги стали игрушками в руках директоров школ

— До сих пор для начисления зарплат воспитателей детских садов существовала база, плюс к которой шли доплаты — за квалификацию педагога, за работу в логопедической группе и т.п., — рассказала «МК» воспитатель дошкольного отделения столичной школы №2097 Светлана Гузилова. — При этом четко оговаривалось, что стимулирующая часть выплачивается ежеквартально, а ее сумма выводится по прозрачным и понятным критериям. Но с 1 сентября с нашими воспитателями заключаются новые договоры, по которым базовые оклады сокращаются в 2–3 раза, а все остальные выплаты идут через стимулирующую и компенсирующую часть. При этом как именно будут выплачивать многократно выросшую стимулирующую часть — суммы, сроки, критерии оценки и т.д., — в документе не указано. Более того. Несмотря на положение о том, что базовый оклад в пределах одной квалификационной группы у всех сотрудников должен быть одинаковым (до сих пор он таковым и являлся и составлял 40 тыс. руб.), теперь разным воспитателям нашей школы его установили по-разному — от 12 тыс. руб. до 41 тыс. руб. И никакой информации о том, откуда взялась эта огромная разница, нет.

С той же проблемой, как оказалось, столкнулись и другие сотрудники школы. Например, логопеды. А музыкальным работникам вдобавок существенно увеличили нагрузку: до сих пор на одну ставку им требовалось вести занятия в 4 группах, а с 1 декабря — уже в 6 группах.

Но самое неприятное, что с точки зрения новых правил любой беспредел теперь законен, разъяснили «МК» в профсоюзе «УЧИТЕЛЬ»: «Директорам крупных образовательных «холдингов» предоставлено право издавать локальные (школьные) акты. А там можно указать, что одному учителю надо платить за урок 300 руб., а другому за точно такой же — 2,4 тыс. руб. И формально закон не будет нарушен, хотя педагог стал совершенно беззащитным и более чем уязвимым».

Именно это, похоже, сейчас и происходит, причем не в единичных случаях.

— Напишите, как грабят детские сады, присоединенные к школам, — обратилась с просьбой в письме, имеющемся в распоряжении «МК», воспитатель дошкольного отделения другой столичной школы Елена. — Финансирование детских садов теперь получает школа. Причем к одной школе присоединили сразу семь садов: представляете, сколько у директора денег! Но стимулирующие помощникам воспитателей теперь не платят вообще: дворников убрали — завели «фирму» (через которую отныне осуществляется этот вид деятельности. — «МК»), а теперь убирают всех уборщиц и хотят убрать прачек.

Сотрудники, по ее словам, находятся на грани отчаяния и лишь из-за своей разобщенности пока не приступили к активным акциям протеста. Впрочем, это, судя по всему, лишь вопрос времени: «Если бы учителя, воспитатели, помощники воспитателей, уборщицы, дворники, прачки объединились и не вышли всем скопом на работу, был бы коллапс!» — не сомневается она.

— Я никогда не видел педагогического смысла в создании огромных холдингов, — прокомментировал «МК» сложившуюся ситуацию первый замглавы комитета Государственной думы по образованию Олег Смолин. — Вольно или невольно это меняет образовательный характер отношений в школе на функциональный, а педагогику сотрудничества на педагогику услуг. Между тем образование возникает лишь там, где личность действует на личность. Там же, где функция воздействует на функцию, возможна лишь дрессировка, в лучшем случае обучение, но никак не образование! Впрочем, помимо создания огромных объединений есть и второй негативный фактор — новая система оплаты труда. Вводить ее имеет смысл лишь при двух условиях: увеличение финансирования образования и выработка объективных критериев оценки качества работы педагогов. На деле же с финансированием происходит обратное, а предложенные критерии вызывают серьезные сомнения и нарекания, ибо толкают педагогов к работе на формальный результат. Скажем, если заниматься не с классом, а с единственным перспективным олимпиадником, то стимулирующую надбавку получишь. А если как следует учить весь класс, но не готовить такого победителя-одиночку — не получаешь ничего.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру