Слава йогу: программиста из Питера не стали судить за лекцию

Но его последователям стоит быть осторожнее

Нашумевшая история о йоге-программисте из Петербурга, которого собрались судить за... лекцию, обрела счастливый конец. В среду судья закрыла дело, признав, что деятельность Дмитрия Угая не была миссионерством. Из этого хотелось бы сделать вывод, что справедливость восторжествовала благодаря самому гуманному суду в мире. Но увы, судя по всему, такой благоприятный исход стал возможен только благодаря всенародной огласке.

Но его последователям стоит быть осторожнее
Дмитрий Угай.

Вся история изначально могла бы стать основой для нового романа Кафки. Человек читает на городском фестивале лекцию о видах йоги. А другой человек за два дня до фестиваля пишет в полицию донос – ему кажется, что там «будет осуществляться миссионерская деятельность, направленная на вовлечение новых адептов религиозного движения "Сознание Кришны" с распространением религиозной литературы и проведением молитвенных собраний с чтением мантр». Автор заявления просит принять меры по недопущению нарушения действующего законодательства и привлечь виновных к ответственности. Полиция рвется в бой, их жертвой становится Дмитрий, успевший прочитать лекцию в течение сорока минут. Его насильно везут в отделение, позже составляют протокол, дело передают в суд. Обвиняют в нарушении пункта 2 ст. 24.1 и п. 1 ст. 24.2 Федерального закона от 26.09.1997 «О свободе совести и о религиозных объединениях». В этих статьях говорится, что граждане, осуществляющие миссионерскую деятельность от имени религиозной группы, обязаны иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий.

Ничего подобного у Дмитрия не было. Но разве должно было быть? В своей лекции он не выступал от имени какой-либо организации, не упоминал ее названия и, соответственно, не мог преследовать целей вовлечь в ее состав новых участников. Также в Законе разъясняется, что миссионерская деятельность религиозного объединения беспрепятственно осуществляется только в определенных местах: в культовых помещениях, в зданиях и сооружениях, принадлежащих религиозным организациям, в местах паломничества, на кладбищах и в крематориях. Говоря простым языком, в Лофте на Лиговском, где и был фестиваль, осуществлять миссионерскую деятельность запрещено. Вот если бы встреча была назначена в паре километров отсюда, на Волковском кладбище, вопросов бы не возникло...

Только причем здесь вообще миссионерская деятельность? Закон определяет это понятие как деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками данного объединения, в целях вовлечения их в состав участников религиозного объединения. На суде адвокат смог доказать, что лекция Дмитрия носила академический, а не религиозный характер. И это было очевидно с самого начала.

Если все то, что было рассказано в рамках фестиваля, служители Фемиды посчитали бы противозаконной деятельностью, то мы могли бы забыть о понятии «свобода вероисповедания». И даже если официально она считалось бы таковым, по факту любой, кто захочет донести до людей знания об иных религиях, отличных от Христианства, рискует оказаться под следствием. Слышали вы хоть раз о задержаниях православных священников, выступающих в общественных местах? Мы тоже нет.

Как написал на свой страничке в соцсети автор доноса на организаторов фестиваля Наиль Насибулин, «простое административное дело стараниями либеральных СМИ и различных "правозащитных" организаций превратили в громкий политический процесс . Я прошу всех неравнодушных прийти и поддержать меня в этом искусственно распиаренном суде!». Мужчина жаловался, что на первое заседание, пришло огромное количество последователей различных ветвей кришнаитского движения, а также «представители раскольнических и псевдорелигиозных организаций». Но ведь в том и дело, что пока в нашей стране есть свобода вероисповедания, мы можем верить хоть в Кришну, хоть в Будду, хоть в барабашку, который живет под кроватью. И уж тем более никто не имеет право судить людей за ознакомительные лекции о признанных мировых религиях, прочитанных на согласованных мероприятиях. Хотя допускаю, что теперь Насибулин и подобные ему «защитники» общественной безопасности будут более тщательно выбирать жертв. Антитеррористический закон принят, а значит нужно будет продемонстрировать его в действии.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27302 от 19 января 2017

Заголовок в газете: Лектора оправдали — и слава йогу!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру