Святая вода на Крещение: служитель РПЦ рассказал о запретах

Выливать ее надо особым образом

18 января 2017 в 19:33, просмотров: 23296

Череда зимних новогодних торжеств завершается Крещением Господним.

Это один из так называемых двунадесятых православных праздников, который испокон веков очень почитается в нашей стране. Именно с Крещением, называемым еще Богоявлением, связана масса весьма оригинальных русских обычаев и традиций, множество народных примет. Однако этот же праздник «провоцирует» наших сограждан на некоторые неправильные поступки.

Чего не следует делать в крещенские дни?

Святая вода на Крещение: служитель РПЦ рассказал о запретах
фото: Михаил Ковалев

– Наверное, я разочарую многих ваших читателей, сообщив им, что нельзя делать как раз те две вещи, которые наиболее известны и популярны среди широких масс населения. А именно: купаться в проруби и заниматься гаданием, – «обрадовал» отец Владимир, священник храма Всех Святых в Никольском. – Ну, со вторым действом с точки зрения Церкви все вполне однозначно. Эти «прабабушкины» обряды с тарелками, свечками, туфельками, якобы способствующие будущей благополучной жизни, обретению суженого, успешному замужеству, на самом деле можно расценивать, как ворожбу, возвращение к язычеству. Православному человеку вместо всего этого следует просто как следует молиться Господу, обращая к Нему просьбы о том же благополучии, успешном браке... Причем не только в крещенский сочельник, но и в другие дни.

Что касается крещенских купаний в проруби, эта традиция возникла в России очень давно, однако в канонах церковных такое окунание по поводу праздника Богоявления в воды рек и озер не упоминается. То есть купаться-то можно, но это отнюдь не обязательно. А в нынешней ситуации получается так, что даже – вредно. Не для тела человека (хотя тут тоже можно переусердствовать), а для души его.

К сожалению, современные крещенские реалии таковы: десятки, сотни тысяч людей отмечают этот праздник, ограничиваясь лишь внешним, показным действием – молодецкими погружением в «иордань». Пришел, бултыхнулся в прорубь и вроде как тем самым смыл с себя все грехи. Это слишком примитивно было бы! Нет, дорогие мои, правильно в эти дни – 18 и 19 января, посетить храм, помолиться, присутствовать на чине Великого освящения воды и окропления ею всех прихожан, проводимом священниками, а кроме того соблюсти в сочельник строгий пост, воздержавшись от скоромной пищи и уж тем более от горячительных напитков...

– Но ведь церковнослужители на Крещение проводят специальный чин освящения прорубей...

– Совершенно верно. Однако это в первую очередь символизирует очищение, благословение высшими силами озерных и речных вод, которые люди могут после этого черпать ведрами, кувшинами и нести в свой дом...

И тут пришла пора напомнить еще об одном крещенском «нельзя».

Конечно, принесенную домой воду, освященную священником – из храма, из проруби на реке – можно использовать по-разному. Кто-то ею умывается, кто-то благоговейно пьет (но тут речь, конечно, о воде, взятой в церкви), кто-то окропляет ею жилище, деревья в саду, кто-то дает пить домашней скотине, что способствует ее укреплению и увеличению приплода... Однако при любом способе использования не следует допускать, чтобы крещенская святая вода выливалась в канализацию, в ямы с нечистотами, на явно загрязненный, не помытый перед этим пол...

– А если человек дома решил принесенной крещенской водой умыться или даже облить себя целиком, как же избежать попадания стекающих с тела капель и струй в канализацию?

– Так вы встаньте в таз и потом уж начинайте обливаться. А по окончании процедуры воду, скопившуюся в тазу, вылейте в цветочные горшки, на лужайку, на грядки и клумбы в саду...

О некоторых крещенских запретах рассказал этнограф Николай Попов.

– Конечно, отец Владимир прав, говоря, что гадания в ночь сочельника – это с церковной точки зрения нехорошо, этим ты «потворствуешь нечистой силе». Понимали это и наши предки, потому у них и существовало правило очищения от такого греха. Те, кто, соблюдая традицию, на Святки, в Рождественский и Крещенский сочельник все-таки занимался гаданием, обязательно должны на Богоявление облиться освященной водой – непременно с молитвой. Тем самым грех ворожбы смывается.

Еще несколько «табу», связанных с этим столь широко известным обычаем. Хотя здесь уже можно говорить, скорее, о народных поверьях, а не о строгостях церковных.

Ни в коем случае нельзя, опускаться в прорубь, обратив лицо к западу. Следует развернуться обязательно на восток – ведь это направление, откуда Всевышний посылает нам свою благодать.

Следующая порция «купательных» запретов касается представительниц слабого пола. Вообще нельзя окунаться в крещенскую прорубь женщинам, у которых как раз наступили критические дни. А всем остальным недопустимо погружаться в «иордань» с непокрытой головой или в легкомысленном купальнике. Правила требуют повязать голову косынкой, а на себя надеть нижнюю рубашку длиной хотя бы до колен, а лучше до щиколоток.

Что же касается мужчин, то им категорически предписано снимать перед окунанием головные уборы.

Считалось, что после молитвенного обряда, выполненного священником у проруби, вода в реке или озере на три дня становится святой. С учетом этого хозяйкам в деревнях нельзя было в течение такого трехдневного периода стирать-полоскать белье, чтобы не осквернять чудо-воду «грязными тряпками». В народе существовало поверье, что у тех, кто нарушит это правило, обязательно будут долго болеть после стирки руки. (Зато в последующие дни и недели сохраненная в доме крещенская вода активно использовалась женщинами для отбеливания белья: при ополаскивании выстиранных холщовых и льняных тканей они сбрызгивали их этой освященной чудодейственной водой. Результат от такой вроде бы малозначимой процедуры практически всегда был очень впечатляющим – современная бытовая химия отдыхает!)

Отдельные запреты издавна были сформулированы нашими предками для самого праздничного крещенского дня. В основном такие ограничения продиктованы народными приметами: заботясь о своем будущем люди старались избегать определенных поступков на Богоявление.

Например, укоренилось мнение, что в этот двунадесятый праздник ничего нельзя делать по благоустройству дома и хозяйства. Особенно чревато грядущими неприятностями пользование (без совсем уж крайней необходимости) ножницами!

Самые печальные последствия в будущем году ожидали тех деревенских жителей, которые по какой-то причине заперли дверь дома, не дав войти в него священнику (батюшка по традиции днем на Крещение обходил все сельские дома и в каждом творил молитву и кропил комнаты святой водой, очищая жилище от темных сил).

Недопустимо выбрасывать на помойку специально сваренную к приходу Крещения кашу из пшеницы – так называемое сочиво. Даже если это блюдо по какой-то причине не удалось хозяйке, лучше его отдать домашним животным или рассыпать по поляне, чтобы птицы склевали.

Очень плохо, если в доме, где живет незамужняя молодая женщина, перед наступлением крещенской ночи хозяева не начертили мелом или угольком крест над входной дверью и окнами. Согласно старому поверью, в случае такой непозволительной забывчивости жилище может посетить опасный оборотень, прозванный «Огненным змеем». Этот злодей «на корню» губит молодых девушек, являясь им в образе красавца-мужчины. Барышни неминуемо в него влюбляются, и такая любовь – вовек, якобы, непреходящая, – несчастных сводит с ума, ввергает в тоску по оборотню-притворцу, «сушит душу и тело, губит красоту девичью». Крест же, загодя нарисованный над дверными и оконными проемами, надежно закрывает злодею доступ в жилище, где обитает молодая представительница прекрасного пола.

02:03



    Партнеры