Через 10 лет роботы изгонят человека из 50% профессий

Движение WorldSkills дает рецепт победы в этой конкуренции не на жизнь, а на смерть

С 15 по 19 мая в Краснодаре прошел финал V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). На соревнования по 113 компетенциям от ювелирного и парикмахерского дела до управления беспилотниками и эксплуатации сельхозмашин съехались 1,3 тыс. участников (возрастные группы от 10 до 17 и от 18 до 22 лет), а также 1,6 тыс. экспертов из 24 стран мира. За главным праздником среднего профессионально-технического образования с интересом наблюдал «МК».

Движение WorldSkills дает рецепт победы в этой конкуренции не на жизнь, а на смерть
Вип-персоны на открытии V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) в Краснодаре. Фото: предоставлено организаторами мероприятия

Укутанные до подбородков белоснежными простынями, на каталках лежат семь женщин. Над ногами каждой трудятся девушки, под руками которых самые обычные стопы и пальцы на глазах обретают неземную красоту. За процессом следит народ. Мужчины — с нескрываемым интересом. Женщины — со столь же очевидной завистью. И все молчат, поскольку ни разговаривать с участницами действа, ни фотографировать их нельзя. За это штрафуют — снимают баллы.

Рядом слышатся ритмичные удары бубнов. Это презентация новой методики школьного урока музыки. Люди знающие уверяют, что она творит чудеса: развивает музыкальный слух даже у людей, напрочь его лишенных. Но проверить это на себе не могу: толпа уносит меня к витрине, за которой ребята из Якутии создают неописуемой красоты салаты, горячие блюда, десерты и прочие шедевры кулинарии.

А кто там за соседним стеклом? Оказывается, конкуренты — юные повара из Нидерландов. Они шустро лепят нечто, смахивающее на крупные пельмени, тогда как в другом павильоне работа кулинаров уже закончена: приготовлены и выставлены на обозрение авторские шоколадные конфеты и фигурки из разноцветного марципана — турки, бедуины, тигры, ослики, слоны и т.п.

Судя по сюжетам, всю эту красоту, вызвавшую обильное слюноотделение у зрителей, изваяла команда гостей с юга или востока. Однако на самом деле в павильоне работали ребята из Белоруссии. И в этом вся суть чемпионата: передовой опыт обучения будущих профессионалов не знает границ! Все самое передовое, едва возникнув в одном месте, берется на вооружение другими, а конкуренция заканчивается, уступая место взаимному обогащению.

Участие в WorldSkills дает уникальную возможность быстро поменять систему профподготовки в России, разъяснил «МК» генеральный директор Союза WorldSkills Russia Роберт Уразов, а это критически важно после длительного периода развала и стагнации отечественного СПО:

— Благодаря движению происходит прямой перенос самых передовых практик и педагогических технологий от человека к человеку. Появился хороший эксперт — и к нему тут же идут учиться преподаватели других колледжей той же направленности. Распространение передового опыта происходит очень быстро, поскольку процесс идет не «сверху», а «снизу». Никто не дает команды вроде: «Все строимся и идем учиться на флористов!». Интерес к новому проявляют сами студенты и преподаватели, что в итоге позволяет создать по-настоящему передовое педагогическое сообщество. Следуя этим путем и ежегодно обновляя даже самый передовой опыт, Академия подготовки мастеров WorldSkills каждый год выпускает по 6 тыс. носителей новейших технологий обучения в системе среднего профессионального образования.

Многое, по словам Уразова, благодаря этой практике уже достигнуто: «Если I чемпионат в 2014 году мог лишь констатировать, что наши кондитеры не умеют работать с шоколадом и карамелью, то нынешний, V, показал, что это отставание ликвидировано. Однако самая важная задача — заинтересовать ребенка рабочей специальностью, чтобы впоследствии он мог осознанно ее выбрать». Другой важный момент — доступ к стандартам WorldSkills, подчеркнул он.

— Мало того, что они — самые что ни на есть передовые, — заметил Роберт Уразов, — находящиеся на острие новейших трендов. Вдобавок они внедряются в практику обучения гораздо эффективнее, чем традиционные ФГОСы (федеральный государственный образовательный стандарт. — «МК»). Чего греха таить: пока такой ФГОС напишут, пока утвердят и примут, он при современных темпах развития производства устареет задолго до того, как по нему начнут учить ребят. Вот, к примеру, по стандартам токаря у нас зачастую все еще учат по программам, где нет числового программного управления, хотя это, если разобраться, — 60-е годы СССР и 50-е годы Германии! А наша задача — погрузить ребят в сегодняшние и даже завтрашние технологии. И вырастить не просто хорошего специалиста, а мастера, умеющего создать новый продукт, своего рода шедевр. Если это кондитер, он должен суметь не только сварить качественный шоколад, но и сделать из него новый кулинарный продукт, да такой, чтобы его обязательно захотелось купить. Кстати, это то самое, чего не могут роботы. Так что овладевшие этим мастерством могут не беспокоиться: когда человека на производстве повсеместно заменят механизмы — они без работы не останутся!

Про роботов, которые вот-вот захватят рабочие места людей, выкинув нас на улицу, это всерьез. По последним оценкам специалистов, уже к 2025 году от человека к ним перейдут до 50% всех профессий! Крупное индустриальное производство в городах утеряет нынешнюю роль основного работодателя: предприятия останутся, а вот людей на них будет ох как мало — сплошные автоматы. При этом вместе с тяжелым ручным уйдет и рутинный интеллектуальный труд — в первую очередь в сферах продаж, маркетинга, логистики, финансов, IT-поддержки, предсказывает эксперт Global Education Future Иван Ниненко.

По его словам, «роботизация и автоматизация затронут все секторы экономики: помнить и понимать будет функцией машин, а на долю человека останется создавать, оценивать, анализировать». Так что конкурировать с машинами смогут лишь специалисты, владеющие технологиями нового поколения и развитыми когнитивными навыками.

— Найти себя в таком будущем для многих станет сложно, — предупреждает руководитель исследовательского направления FutureSkills, один из авторов «Атласа новых профессий» Дмитрий Судаков. — И пока люди к этому не готовы: их никто этому не учит.

Добавим: никто, кроме WorldSkills.

Впрочем, практические навыки очень нужны человеку и сейчас, когда эра «восстания машин» нас только еще ожидает.

— Очень важно, чтобы каждый умел что-то делать руками,— считает вице-премьер Правительства России Ольга Голодец.— Я, например, умею и не боюсь ручного труда. Могу шить, устранить поломку автомобиля, починить телефон: к слову сказать, моя профессия после окончания школьного УПК — мастер-телефонист. Сегодня обладание компетенциями — самый верный путь к успеху!

МЕЖДУ ТЕМ

Лидером V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) стала сборная Москвы, завоевав 22 золотые, 4 серебряные и 6 бронзовых медалей (сборная столицы была также чемпионом финала IV Национального чемпионата, который прошел в Московской области в 2016 году). На втором месте Татарстан, на третьем — Краснодарский край.

СПРАВКА "МК"

Международное движение WorldSkills было создано в 1946 году для повышения престижа рабочих профессий и развития профобразования путем проведения конкурсов профессионального мастерства как в каждой отдельно взятой стране, так и во всем мире. Сейчас в движении участвуют 76 стран. Россия стала его участницей в 2013 году.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27398 от 22 мая 2017

Заголовок в газете: Победить робота

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру