РПЦ оставила Филарета в аду: почему сорвалось объединение церквей

«Насильно в рай не затащишь»

В четверг многие СМИ растиражировали информацию, что преданный анафеме предстоятель неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарет (в миру — Михаил Денисенко) покаялся перед Московским патриархатом за предательство в 1992 году. Однако в итоге его пресс-секретарь сообщает, что письмо главе РПЦ Кириллу и Архиерейскому собору — не покаяние, а лишь готовность начать диалог о признании автокефалии Киевского патриархата.

«Насильно в рай не затащишь»
фото: old.pravyakutia.ru

Члены Архиерейского собора, на который сегодня должен приехать Владимир Путин, восприняли слова главы непризнанного патриархата как шаг к окончанию раскола между канонической УПЦ, возглавляемой митрополитом Онуфрием, и неканонической. Большинство восприняло этот событие как согласие Филарета отказаться от притязаний на независимость украинской церкви и вернуться под лоно Московского патриархата. Протоиерей признанной УПЦ Николай Данилевич назвал письмо Филарета сенсацией, дающей надежду на решение давней проблемы. Самого автора письма Данилевич похвалил, а его поступок назвал мужественным.

Многие восприняли это событие как тектонический сдвиг, мол вот-вот и церковных раскол на Украине будет разрешен. Более того, Филарет не подписался под письмом своим саном, которого он лишен решением Московского патриархата, а ограничился формулировкой «ваш собрат». Тот же самый Данилевич вошел в комиссию по разрешению конфликта между церковными Москвой и Киевом, которая была образована на Архиерейском соборе в четверг. Усилия украинского протоиерея по преодолению раскола в первопрестольной отметили еще в 2008. Вместе с ним в состав комиссии вошли 6 последователей Московского патриархата.

Впрочем, долго ликовать не получилось. Ясность относительно содержания письма неканонический Киев внес в тот же день. Оказалось, что Филарет не рассчитывал своим обращением каяться или просить прощения, хотя сточка о прощении в письме имеется. Цель проста и банальна — РПЦ пора признать автокефалию УПЦ КП, дающей право собственного церковного суда. Иные условия в Киеве даже не собираются рассматривать. Выходит, сенсации нет. Филарет и ранее неоднократно заявлял о необходимости признания УПЦ независимой от Москвы. Единственное различие — подпись «ваш собрат», но если бы Филарет подписался патриархом Киевским и всея Руси-Украины, как он это обычно и делал, то Архиерейский собор даже не читал бы его письмо, а что уж тут говорить о рассмотрении на одном из самых главных событии для РПЦ.

Тем не менее, разъяснения непризнанного Киевского патриархата были проигнорированы, а новообразованная комиссия в тот же день приняла поправки в Устав РПЦ относительно соседей. Примечательно, что о расширении автономии, а тем более о независимости нет ни слова. Вместо этот Киеву урезали часть полномочий, которые он до этого момента имел. Все поправки в Устав УПЦ МП теперь вносятся только с одобрения Москвы. Аналогичное правило теперь действует и в отношение канонизации местных святых. Кроме того, в украинских храмах и церквях теперь в первую очередь производят поминовение патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, а только потом Онуфрию.

Последним «гвоздем» в «крышку гроба независимости» стал пункт об утверждении с Собором РПЦ всех решений относительно образования или упразднения епархий, входящих в УПЦ, и определения их территориальных границ. Право на свой суд Киев все же получил, но повиноваться он будет тому же Архиерейскому собору РПЦ.

Такое жесткое решение Архиерейского собора, само собой, мягко говоря, не удовлетворило Филарета. На пятничной пресс-конференции он заявил, что идея письма исходила от самой Москвы, но передана была через митрополита зарубежной РПЦ Илариона. Иларион специально приезжал из США в Незалежную, чтобы найти точки соприкосновения между враждующим духовенством Украины и России. В итоге представители УПЦ КП дважды приезжали в Москву для обсуждения этого вопроса. Филарет признал, что примирения так и не состоялось и обвинил Москву в выдаче желаемого за действительное.

«Никакого покаяния в том, что я избрал автокефалию для УПЦ, не будет», — обрушился глава непризнанного Киевского патриархата.

Впрочем, воевать с Москвой Филарет не намерен, а ждет всеобщего прощения, после которого уже начнутся переговоры о независимости украинской церкви.

«Сколько волка не корми, все равно в лес смотрит», — прокомментировал выступление Филарета протоиерей Николай Данилевич.

Член комиссии УПЦ МП по переговорам с неканонического украинского духовенства обвинил своего оппонента во лжи, отметил, что церковное сознание Филарета омрачено мирскими мудрствованиями. «Мы были готовы, протягивали руку, пусть даже в эту руку и плюнули, но мы это сделали, как христиане. Насильно в рай не затащишь», — подытожил Николай Данилевич.

Что известно о Филарете

Глава Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата патриарх Филарет по определению не мог униженно просить прощения у Главы РПЦ патриарха Кирилла. Уж слишком разнятся политические пристрастия двух церковных лидеров. К тому же разновозрастных.

88-летний уроженец Амвросиевского района Донецкой области Филарет (в миру Михаил Денисенко) во времена СССР стремительно продвигался по ступенькам церковной иерархии. В 35 лет сын простого шахтера (как по сей день любит подчеркивать высокое духовное лицо) стал ректором Московской духовной академии и семинарии, викарием Московской епархии. В 1966-м стал экзархом Украины и постоянным членом Священного Синода, спустя 2 года возведен в сан митрополита.

Можно нисколько не сомневаться в том, что, став главой Русской Православной Церкви в 1990-м году, "сын шахтера" напрочь отметал бы любой намек на "раскол" и "автокефалию" для второй по значению в СССР советской республики.

Однако, будучи всего в полушаге от наивысшего поста в РПЦ, Местоблюститель Патриаршего Престола неожиданно занял по результатам тайного голосования всего лишь 3-е место. Пропустив вперед митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (Ридигера) и митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана).

Обвинив участников Архиерейского Собора в "злобной украинофобии", раздосадованный "щелчком по носу" Филарет вернулся в Киев и рьяно принялся выстраивать собственную "властную вертикаль".

После путча августа 1991 года и провозглашения Украиной "Нэзалэжности" (о которой якобы мечтали многие предшествовавшие поколения) Филарет принялся усердно подгонять церковную жизнь в Украине под простой и понятный любому обывателю тезис: "в независимой державе церковь также должна быть независимой".

Спустя полгода на так называемом "Харьковском Соборе" восемнадцать украинских архиереев под председательством митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима (Руснака) выразили недоверие митрополиту Филарету, уволив его с Киевской кафедры. Руководство Украинской Православной Церковью (чьей "Матерью-Церковью" объявили РПЦ) эти люди поручили уже упоминавшемуся митрополиту Владимиру (Сабодану).

За прошедшие с той поры четверть века Киевский Патриархат, несмотря на благосклонное отношение каждого из украинских правителей - Леонида Кравчука, Леонида Кучмы, Виктора Ющенко и Виктора Януковича - так и не вытеснил с передовых позиций "сабодановскую Церковь".

Очередная попытка расправиться с "кремлевской агентурой" во главе с "переделкинским попом" (теперешний глава УПЦ-МП митрополит Онуфрий в молодости действительно нес пастырское служение в знаменитом подмосковном "творческом" поселке), начавшаяся после известных событий в Крыму и на Донбассе, также была обречена на поражение.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру