Мобильники, вон из класса: школы недоумевают, как использовать IT-технологии

Это порождает стресс для учащихся: они не понимают границ употребления гаджетов

02.03.2018 в 20:19, просмотров: 11381

Российская школа переживает мучительное раздвоение личности. Одни учителя осваивают методику BYOD (Bring Your Own Device — Принеси Свое Собственное Устройство), другие собирают у детей смартфоны в начале каждого урока.

Мобильники, вон из класса: школы недоумевают, как использовать IT-технологии
фото: pixabay.com

В стрессе находятся и управленцы — одни директора на всякий случай полностью блокируют доступ в Интернет внутри школы, ставят глушилки и вводят запрет проноса смартфонов в школу, другие размещают дополнительные розетки для подзарядки девайсов в классах и окутывают школу линиями WiFi. Противоречивые сигналы поступают и с самого верха. Госпрограммы цифровизации сочетаются с рефреном «Как можно говорить об IT, если дети не знают, кто такой Дубровский?», то и дело возникающим в интервью руководителей образовательной сферы. Кто прав?

О том, быть или не быть цифровым технологиям в школе, сегодня много пишут и говорят. С одной стороны, никто не спорит, что современный мир требует от выпускников школы новых навыков, если не сказать — нового мышления. Да, сегодняшние подростки и так почти с рождения на «ты» с мобильными устройствами, но то, что школа до сих пор никак не участвует в правильном развитии этих навыков, вряд ли можно отнести к ее достоинствам. С другой стороны, господствует мнение, что у школы и без того полно задач. Дети неграмотно пишут и плохо считают: тут полно проблем и без цифрового мира, с которым, мол, они сами как-нибудь разберутся за забором школы. Конечно, этот спор можно отнести к разряду вечного конфликта физиков и лириков и не принимать серьезно, если бы под этим маятником не сидели, пригнув головы, российские школьники.

Да, цифровизация — это еще одна инновация, а от них, как считают многие, российская система образования сильно устала. Но нужно учитывать один нюанс. Мы все привыкли к инновациям сверху — тем, что навязываются государством. Но существуют и инновации снизу. В случае с IT-технологиями в школе их внедрение происходит с двух сторон. Говоря о новшествах «сверху», мы можем вспомнить, как трудно внедрялись компьютеры в школы в 1980-х. У учителей было много вопросов, зачем это нужно, какое влияние компьютеры окажут на школьников и так далее. Но это прижилось, и сегодня невозможно представить школу без компьютеров, без использования техники, в том числе и в управлении образовательным процессом.

Однако в случае с цифровизацией быстрее и активнее движении «снизу». Сегодня мы впервые подошли к тому, что учащиеся, вне зависимости от оснащенности школы, от ее местоположения, размера и т.д., сами являются обладателями технологий и, таким образом, становятся агентами изменений в образовании.

Появление технологий, не важно, где они находятся — на парте или прячутся под ней, — вытесняет исторически сложившийся педагогический подход «вопроса-ответа». Прямой вопрос с прямым ответом становятся неэффективными, потому что все легко гуглится, это может тренировать запоминание, которое сегодня уже не работает, но совершенно не провоцирует ученика на «подумать», поискать информацию в разных источниках, сравнить ее, дать несколько вариантов решения — навык XXI века. Смартфоны с выходом в Интернет позволяют получить доступ к качественным мультимедиа — видео, аудиоинформации. Например, в дополнение к изучению атласа и работе с контурными картами школьники могут увидеть землю в 3D, максимально увеличить или уменьшить масштаб объекта, получив эффект микроскопа. Работа над проектами становится возможной не только в рамках урока, но выходит и за его пределы благодаря использованию сетевых технологий. С помощью фото и видео, сделанных с помощью смартфонов, школьные газеты «оживают», превращаются в современный интерактивный ресурс, не важно, размещены они на интерактивной панели в холле, проецируются на стене в классе или выложены на сайт школы.

Умная электроника, например электронные браслеты или шагомеры, — еще один вид цифровых технологий, позволяющих сделать процесс обучения более безопасным и интерактивным. С помощью объединения гаджетов в доступную для педагога сеть возможна организация мониторинга физического состояния учащихся (электрокардиограмма, артериальное давление и т.д.), что позволяет исключить или смягчить стрессовые или опасные ситуации. Та же электроника может быть использована для решения прикладных задач из реального мира. «Полтора землекопа» уходят в прошлое, современные школьники могут рассчитывать расстояние от школы до дома в шагах, метрах, потраченных калориях, использовать информацию о трафике и погоде, при этом работает не только математика, но и логика, критическое и дизайн-мышление.

Запретить нельзя разрешить, и где ставить запятую — каждый решает по-своему. Исследования показывают, что, даже несмотря на школьные запреты, ученики все равно используют свои мобильные устройства. Ситуация неопределенности, когда один учитель говорит отложить телефоны или собирает гаджеты в начале урока, а другой предлагает использовать во время занятия и посмотреть вместе, к примеру, фрагмент обучающего видео на youtube, порождает стресс для учащихся: они не понимают границ пользования гаджетом.

Наличие волшебной двери в глобальное хранилище информации — смартфона с доступом в Интернет — также не означает, что дети умеют правильно с ним работать. Задача школы сегодня — научить, какие возможности дают технологии, и повлиять на то, как учащиеся их используют. Находясь в Интернете, мы создаем вокруг себя информационное поле, которое зависит от того, на какие страницы мы заходим и что размещаем в соцсетях. Дальше уже это информационное поле ведет нас, формируя контекстную рекламу — информацию, которая может быть нам интересна. У детей, сидящих за одной партой, протекают абсолютно разные жизни в сети. Один школьник читает о предметных олимпиадах, мероприятиях в городе, в то время как другой изучает магазины с вейпами. Современный учитель, возможно, того не ведая, сегодня обладает силой супергероя — способностью разрушить этот информационный вакуум. Провоцируя школьников погуглить что-нибудь для общего развития или по предмету, зайти на страницу с образовательным видео и т.д., он может повлиять на формирование информационного поля вокруг ребенка. Это уже не в прямом смысле влияние технологий на образование, а работа с той средой, в которой находится ребенок, в том числе и за пределами класса.

Противникам использования мобильных устройств на уроке стоит помнить, что отвлечься от занятия — кидаться записками, плеваться из трубочек и считать ворон — можно и без технологий. Здесь речь идет скорее о том, что урок должен быть интересным и адекватным запросам современных школьников. Учитывая, как активно молодые люди сегодня используют девайсы, визуализация и интересное представление информации являются для них более привычными и привлекательными. Никто уже не выберет скучный бумажный учебник, если будет дана сама возможность выбирать. А ведь задача педагога — сделать занятие интересным, и в этом современные технологии станут отличным подспорьем.

Читайте наши новости первыми - добавьте «МК» в любимые источники.



Партнеры