В огромном ангаре электродепо “Черкизово” на нескольких крайних путях подвижной состав подвергают капитальному ремонту. Вагоны, как машины в сервисе, загоняют на специальные домкраты и поднимают над путями. Дальше у специалистов есть три с половиной дня на то, чтобы успеть сделать все.
— Один день уходит на полную разборку, — говорит зам. начальника по ремонту депо “Черкизово” Виталий Литреев, — сутки мы тратим на выявление дефектов, и еще день-полтора уходит на сборку. Крупный ремонт мы делаем, когда вагон пробегает 480 тысяч километров. Сделать он это успевает в среднем за 3,5—4 года.
Дефектоскопия, которая проводится в депо, заслуживает отдельного упоминания. Довольно зрелищно выглядит магнитная проверка. Через нее проходят все мелкие детали подвески, подверженные износу. Изделие кладут на мощный электромагнит и поливают его специальным раствором с высоким содержанием металла. Потом магнит включают — если где-то есть трещина, металлические частички около нее собираются и вытягиваются вдоль магнитных полей. Дефект сразу становится видно.
В депо применяются и более высокотехнологичные проверки. Например, ультразвуковая дефектоскопия рам, к которым крепятся колесные пары. Сначала с проверяемого участка соскабливается краска. Потом специалист водит по отчищенному месту датчиком. Принцип действия — как УЗИ в поликлиниках. Если в металле обнаружится дефект, это отразится на экране прибора.
— Я работаю в депо много лет, — рассказывает дефектоскопист, — на моей памяти не было ни одной треснувшей рамы. Это, правда, не означает, что контроль нужно снижать.
Примечательно, что проверяющими детали работают одни женщины. По словам работников, это связано с тем, что после каждой процедуры необходимо заполнять много бумаг. Плюс к этому современное оборудование достаточно компактное, для работы с ним не нужна физическая сила.
В углу здания стоит специальная тренировочная колесная тележка. У нее заведомо есть 22 неисправности. Машинисты и слесари, подтверждая квалификацию, должны все дефекты обнаружить.
Ремонтники относятся к новым составам двояко. С одной стороны, они, конечно, лучше. Не только для потребителей, но и для обслуживающего персонала. С другой — в большом количестве импортных деталей видят недостаток.
— Для обычных синих вагонов детали достать все сложнее и сложнее, — говорит работница депо, — заводы закрываются. Кончаются одни узлы — приходится придумывать, чем их заменить. Как будет с поставками из-за рубежа — не знаю.