Первым делом мы разрулим самолеты

«МК» побывал в штаб-квартире воздушных регулировщиков Москвы

В мае «МК», а позже и ряд СМИ опубликовали материалы, в которых шла речь о том, что за последние три с половиной месяца над Москвой чуть не разбились шесть самолетов. Эту шокирующую информацию сообщили в Федеральном профсоюзе авиационных диспетчеров России (ФПАД), добавив, что диспетчеры Московского центра автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД, именно они в ответе за небо над столицей) трудятся в невыносимых условиях на старом, еще советском оборудовании. В самом Московском центре эту информацию опровергли, подтвердив всего два опасных случая на вверенной им территории, и пригласили корреспондента «МК» своими глазами посмотреть, как работают диспетчеры.

«МК» побывал в штаб-квартире воздушных регулировщиков Москвы
Фотографировать можно только в одном месте — помещении, где диспетчеры тренируются на учебной аппаратуре.

тестовый баннер под заглавное изображение

Московский центр автоматизированного управления воздушным движением находится во «Внуково», неподалеку от аэродрома. Вопреки расхожему мнению, что все диспетчеры работают именно в аэропорту, это оказалось вовсе не так. Дело в том, что воздушное пространство нашей страны делится следующим образом: при вылете самолет ведет диспетчер аэродрома, который работает на командно-диспетчерском пункте, в обиходе называемом «вышка». Именно на этого диспетчера ложится ответственность за взлет и посадку воздушного судна, а также его сопровождение до соответствующей высоты. После этого борт передается специалисту аэроузлового диспетчерского центра. Диспетчер АДЦ сопровождает борт на расстоянии порядка 150–180 километров от Москвы и выводит его на трассу, передавая специалисту уже районного диспетчерского центра, который ведет его до границы ответственности филиала. Там самолет вверяется диспетчеру смежного районного центра, например на востоке нашей страны — специалисту Татарстана.

МЦ АУВД ежегодно обслуживает более 600 000 полетов, в том числе и внештатные особо важные рейсы. Здание Московского центра местные старожилы знают исключительно под названием «Шведка», и только зная это «кодовое» слово можно его найти. Дело в том, что 30 лет назад технологическое здание для московских диспетчеров строили шведские специалисты, они же монтировали и вводили в эксплуатацию оборудование. А советские специалисты обеспечивали необходимую инфраструктуру — столовая, комнаты отдыха. Неподалеку от МЦ АУВД находится профилакторий, где диспетчеры, которые живут далеко от работы, отдыхают между дневной и утренней сменами.

Точка — это огромный лайнер с сотнями людей

МЦ АУВД — объект режимный, строго охраняемый, просто так не попасть, а уж тем более журналисту. Паспортный контроль и система безопасности как в аэропорту: фотографировать можно только в одном месте — помещении, где диспетчеры тренируются на учебной аппаратуре — в так называемом «тренажерном» зале. Суровая служба безопасности центра объяснила нам эти запреты высокой степенью террористической угрозы. Ведь случись что с центром — самолеты не смогут приземлиться. Чисто теоретически, как объяснили «МК», летчик может посадить самолет и без диспетчера, но в условиях аэропорта, где посадки ждут по двадцать лайнеров, это сделать практически невозможно.

— А что же будет, если вдруг наступит блэкаут, как, например, когда в Москве сгорела подстанция и отрубилось электричество в городе?

— Естественно, этот момент продуман, и на этот случай у нас есть резервный и автономные источники питания.

И все-таки, несмотря на запреты, корреспонденту «МК» разрешили зайти в зал, где непосредственно работают диспетчеры, но только попросили не фотографировать. Еще один стереотип, навязанный кинематографом, был развеян: никаких непринужденных разговоров между коллегами на бытовые темы и никаких чашек с кофе на рабочем месте — это строго запрещено инструкцией. Диспетчеры в зале сосредоточены, за каждым бортом следит «экипаж» из трех человек. Функции разграничены: один связывается с экипажем и дает указания, второй контролирует правильность передачи этих указаний и правильность их подтверждения экипажем. Третий член «экипажа» информирует двоих первых и смежных диспетчеров о планах полетов воздушных судов. Всего в зале работают до 70 диспетчеров, смена меняется трижды в сутки. Перед каждой сменой проходит инструктаж, после — разбор полетов в прямом смысле слова.

Ведущий специалист тренажерного центра Виктор Максименков.

В советские годы здесь также сидели и военные диспетчеры. Но несколько лет назад военных и гражданских специалистов объединили, и теперь все специалисты по управлению воздушным движением — гражданские.

Нам разрешили понаблюдать, как работают с простыми гражданскими самолетами — на мониторе это просто точка, но диспетчеры говорят, что всегда осознают всю полноту ответственности, что на самом деле это огромный лайнер с сотнями людей на борту. Вот группа передала дальше японский борт, затем французский борт, вот чартер ушел в Анталью... Кстати, все местные диспетчеры прекрасно владеют английским языком.

— У нас есть специальная международная шкала и требования, согласно которым мы сдаем экзамены по английскому. Все страны давным-давно перешли на так называемый стандарт четвертого уровня. Тем не менее, несмотря на то что английским языком каждый из нас владеет в высокой степени, у нас есть переводчики. Дело в том, что некоторые экипажи плохо говорят на английском языке, с своими особенностями — например пилоты из Юго-Восточной Азии. А ведь в случае какой-либо внештатной ситуации человек вообще не может четко говорить на иностранном языке, он просто в шоке и не может толком объясниться. На этот случай и работают у нас дежурные переводчики, которые владеют языком в совершенстве и могут понять даже ломаный английский, — рассказывает ведущий специалист тренажерного центра Виктор Максименков.

После смены — в санаторий

— Как строится график вашей работы?

— Мы чередуемся по шестисменному графику — день, утро, ночь. Первая смена начинается с 13.30 и заканчивается в 22.00, после этого коллеги идут отдыхать в профилакторий и в следующий раз заступают утром с 7 часов до 16.15. Затем снова отдых больше суток — и потом ночная смена с 20.30 до 8.30. Во время каждой смены после каждого часа работы двадцать минут отдыха для чаепития. Ну а после всех смен 3 дня отдыха для реабилитации.

— Вы говорите, что отдыхаете в профилактории?

— Да, не все живут рядом с работой — один мой подчиненный ездит на работу из Павловского Посада. Те, кто живет тут, во Внукове, конечно, между сменами ходят домой.

Вообще тяжело, столько часов в напряжении...

Зато как интересно! Вот недавно произошел курьез: летел борт из Швейцарии, здороваюсь с экипажем, сообщаю необходимые инструкции, а они мне в ответ: «Коллеги, у нас на борту очень чувствительные нежные животные. Вы не могли бы выбрать для нас более мягкий маршрут снижения, пожалуйста?» Мы, естественно, вошли в положение и задали более мягкий маршрут. Потом уже ради интереса спросили, что за животные такие у них на борту. Оказалось — живые куры, но какие-то уникальные и очень дорогие, которые от перепада давления просто померли бы, и в Москву прилетели бы мертвые туши, а не образцы для разведения...

— Я смотрю, у вас тут в основном мужской коллектив. Девушек не берете?

— Традиционно эта профессия считалась мужской. В СССР же специально не учили женщин на диспетчера, ведь там, где проходило подобное обучение специалистов, было казарменное положение. А сейчас, наоборот, парни меньше идут к нам, все больше девушки. Вон смотрите, вот за тем местом работает девушка Катя Платонова, я очень доволен ее работой, она похлеще многих мужиков ситуации разгребает. Очень доволен, что она пришла к нам в смену — на такого специалиста можно рассчитывать.

— Какие учебные заведения в России готовят ваших специалистов?

— Сейчас это Московский государственный технический университет гражданской авиации, Санкт-Петербургский госуниверситет гражданской авиации и Ульяновское высшее авиационное училище. А вообще к нам могут прийти люди с высшим образованием, крепким здоровьем и знанием английского. Для таких претендентов есть специальные полуторагодовые курсы в Петербурге, после которых человек проходит наш внутренний отбор, затем еще какое-то время стажируется на тренажерах и только после этого начинает работу.

Сухой закон и здоровье как у летчика

— Правда, что перед работой каждый раз ваши сотрудники проходят тест на алкоголь?

— Обязательно, перед каждой сменой. Даже если у тебя обнаружат хоть какие-то малейшие признаки остаточных явлений алкоголя — сразу отправят домой. Мы даже в Новый год практически не пьем, разве что символический бокал шампанского... Так что диспетчер — работа для трезвенника.

Московский центр начал свою работу в 1981 году, и оборудование, на котором работают местные диспетчеры, красноречиво напоминает об этой дате. Техника и мониторы тут именно с того времени — то есть тридцатилетней давности. Но, как мне объяснили сами диспетчеры, всю эксплуатируемую технику дублируют две новые автоматизированные системы. И если старая техника откажет (такое, кстати, несколько раз случалось), ее дублирует новая.

О советских временах в работе российских диспетчеров напоминают не только техника, но и устаревшие правила приема на работу. Для того чтобы в нашей стране стать диспетчером, нужно пройти жесточайшую врачебную летную комиссию, которая предъявляет к диспетчерам те же требования, что и к летному составу, а значит, сотрудник должен быть идеально здоров. В то время как в развитых странах уже давно таких жестких требований к наземным службам не предъявляют, в Европе и Америке диспетчерами могут работать даже инвалиды-колясочники, таким образом людей с ограниченными возможностями интегрируют в общество. Ведь если человек имеет высшее образование, быстро соображает, владеет иностранным языком, почему он не может работать наравне с остальными? Российских же диспетчеров, как только возникают проблемы со здоровьем, тут же списывают на запасные должности.

После смены диспетчеры собираются на разбор полетов — очень напоминает редакционную летучку. Тут коллеги обсуждают проделанную работу, все нестандартные ситуации, если таковые были. Естественно, обсуждают и фатальные ошибки коллег.

— Конечно, когда произошла трагедия в небе над Швейцарией, мы обсуждали ошибку авиадиспетчера. Это его катастрофическая недоработка. Как можно не развести два самолета, когда у тебя на радаре их всего два, а не девять, как у каждого из нас? Это азбука, это сделает любой стажер. Дело в том, что он отвлекся, коллеги также недосмотрели, и когда американский и российский лайнеры стали приближаться, на обоих самолетах сработала бортовая система предупреждений столкновений TCAS, она автоматически приказала американцу снижаться, а русскому подниматься, что они и сделали. Как раз в этот момент на радар вновь обратил внимание диспетчер и заорал русскому: «Снижайтесь!» А по всем правилам авиации команды диспетчера первичны, и русский летчик, естественно, начал выполнять его команду. В результате этого произошло столкновение, самолеты буквально прошили друг друга насквозь... Это безалаберность и невнимательность, — рассказывают диспетчеры Московского центра.

— То есть российские диспетчеры такого бы не допустили?

— Произойти может все что угодно, но у нас жесткий контроль и дисциплина, вы сами можете это видеть. Мы справлялись, даже когда в Москве проходил финал Лиги чемпионов. Тогда в российскую столицу из Лондона было направлено 300 дополнительных рейсов, а в небе началась гроза! Это не по 9 бортов на радаре, как обычно, а по 20! Был такой аврал, и все самолеты по очереди сажали, очередь большая, часть на круги отправляли, вот один из бортов — швейцарский 2810 — над Вязьмой крутился, ждал своей очереди, а на борту Мишель Платини — президент ФИФА, который должен открывать матч. Не заведи мы его на посадку вовремя, и матч бы оказался под угрозой срыва. Но мы посадили всех, ни один пассажир не опоздал, — говорят специалисты центра.

Откуда берутся страшилки

Не могла не спросить диспетчеров о недавнем скандале, когда над столичным небом якобы чуть не столкнулись шесть самолетов. Диспетчеры Московского центра утверждают, что подобная информация появляется из-за конфликта МЦ АУВД с президентом Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России Алексеем Ковалевым.

— Дело в том, что в нашем центре зарплаты существенно отличаются в лучшую сторону от всех остальных коллег... У диспетчера МЦ АУВД интенсивность и сложность его труда заложена в окладе, который на 90% выше, чем у коллег в других филиалах. У нас диспетчер первого класса получает порядка 160 тысяч в месяц. А у простого диспетчера оклад около 54 тысяч рублей плюс надбавки за вредность, за выслугу лет, за знание иностранного языка, за ночные и вечерние смены. Плюс ко всему раз в год бесплатный билет на самолет в любую точку земного шара, бесплатное питание во время смены, бесплатные путевки, добровольное медицинское страхование и т.д. Отпуск у нас 67 дней в году. Такие условия отнюдь не у всех диспетчеров в России. Кроме того, нам кажется, что в последнее время о господине Ковалеве начали забывать, его авторитет снизился, вот он и начал «пиариться» за счет всех остальных, выискивая проблемы и скандалы. Безусловно, нет ничего идеального, но не нужно говорить то, чего нет на самом деле. Те два случая опасного сближения действительно были, но никак не шесть, о которых говорит Ковалев. В одной ситуации просто сработал TCAS — система на борту авиалайнера, предупреждающая об опасном сближении, а во второй — диспетчер действительно отвлекся, но коллеги исправили ситуацию — и ничего не произошло, — уверены диспетчеры МЦ АУВД.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру