Страстная неделя. Смысл каждого дня

Православные приближаются к Пасхе

Близится к завершению Великий пост. Начинается Страстная неделя. Страстной она называется потому, что в Великий Четверг Иисус Христос будет схвачен стражей, которую послали духовные вожди израильского народа, и вскоре начнутся Его страдания. 

Православные приближаются к Пасхе

Страстной неделе предшествовали два торжества, которые Церковь отмечает каждый год – Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим. Священник Александр Мень, трагически погибший 23 года назад, писал: “Воскрешение Лазаря — последнее великое чудо Христово, последний отблеск Славы Его перед ночью Страстей. Евангелист Иоанн изображает это событие как очевидец, с поразительной, почти осязаемой достоверностью. Видишь буквально каждый штрих: робость учеников, их колебания и наконец решимость идти навстречу опасности. Иисус с глазами, полными слез, у гробницы, сёстры, подавленные горем, смущение Марфы, отваленный камень и властный царственный призыв, услышанный в иных мирах: "Выйди, Лазарь!" Безмолвная фигура в саване на пороге склепа... Тот, Кто вскоре Сам должен будет пройти через врата смерти, являет Себя ее повелителем...”

Очевидцами этого чуда были не только ученики, но и представители Синедриона (подобие современного Священнного Синода), знавшие благочестивую семью Лазаря и его сестер - Марфу и Марию. На учеников Христа это чудо произвело огромное впечатление – они решили, что близок момент, когда их Учитель наконец-то объявит Себя Царем иудейским и восстановит могущественное израильское царство. Когда же представители Синедриона доложили первосвященнику и духовным вождям Израиля о чуде, те приняли решение покончить не только со Христом, но и с Лазарем. Весть о чудесном воскресении мертвеца, который три дня находился в пещере и уже провонял, мигом облетела не только Иерусалим, но и его окрестности. Люди приходили в Вифанию не только послушать Христа, но и взглянуть на Лазаря, чтобы лично убедиться в неслыханном чуде.

Тем временем приближалось празднование Пасхи иудейской. Евреи со всей вселенной стекались в Иерусалим, чтобы в священном городе отпраздновать великий праздник, установленный в память об исшествии израильтян из Египта, где они томились в рабстве. Поскольку в эти дни город наполнялся многочисленными паломниками, торжества начинались в четверг и продолжались в течение трех дней, достигая своей кульминации в субботу, который был священным днем покоя для евреев. Паломники запасались всем необходимым для Седера – пасхальной трапезы. А надо было купить ягненка, горькие травы, пресный хлеб и вино. Каждая верующая еврейская семья до сих пор вспоминает этот праздник за столом, на котором веками одна и та же трапеза – запеченный ягненок, горькие травы, пресный хлеб и вино. «Иисус снова в Вифании, где проводит субботу. А вечером следующего дня Он верхом спускается с Елеонской горы, направляясь к стенам Иерусалима. Под Ним осел, символ мира. Христос едет как Царь, несущий примирение. Галилейские паломники сопровождают Его криками: "Осанна Сыну Давидову! Слава в вышних!.."

В городе смятение. "Кто это?" — спрашивают люди, выходя к воротам. "Это Иисус, Пророк из Назарета", — отвечают богомольцы. Они машут пальмовыми ветвями. Так принято приветствовать победителя. Они надеются, что Пророк-Мессия даст им освобождение от власти язычников. С болью в сердце обращается Иисус к Иерусалиму: "О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих..." Христос впервые не отклоняет восторгов толпы. Он ждет, испытывая сердца человеческие. До последнего мгновения не поздно. Он несет Благую Весть, а люди хотят сигнала к восстанию.

Между ними и Сыном Давидовым пролегла пропасть. Даже Его ученики заражены общим ослеплением. Они спорят между собой, деля будущие места у трона... Окруженный народом, но одинокий, вступает Иисус в столицу, проходит по праздничным улицам. Он продолжает идти через века, вслушиваясь в голоса людей. Он говорит им: "О, если бы вы узнали, что служит к миру вашему! До последнего момента еще не поздно..."

На богослужении Лазаревой субботы поются воскресные песнопения в знак предвозвещения Пасхи. Во время всенощной под праздник Входа Господня в Иерусалим люди стоят с ветвями. На Востоке — это ветви пальм, лавра и цветы; у нас — вербы, вестницы наступающей весны. Обычай освящать пальмы был введен Церковью в IV веке. Отсюда название праздника — "неделя ваий" (греч. "ваиа" — пальма).”

В течение трех дней недели Христос приходит в Иерусалим и снова проповедует в храме. Ученики окружают Его. Тысячи паломниковы слушают Его притчи, которые пронизаны не только мудростью, но и чувством юмора. Для многих Его притчи остаются тайной за семью печатями. Даже ученики не всегда понимают их. Оставшись с Ним наедине, они часто просят Его разъяснить им смысл притч. Более того, они иногда ропщут и настойчиво просят растолковать, не понимая, почему Он прибегает к столь сложной форме проповеди. Но Он понимает, что растолкованная истина часто входит в одно ухо, а выходит в другое. И лишь сложное и непонятное удерживается в человеческой памяти. Человек возвращается вновь и вновь к услышанному, стремясь разгадать его. Каждую ночь Христос проводит в другом месте, поскольку знает, что Синедрион отдал приказ схватить Его.

В Великий Четверг Он велит ученикам приготовить пасхальную трапезу. Они собираются в небольшом доме на горе Сион, многократно воспетой в псалмах. Утром Великого Четверга в храмах совершается литургия – в память об установлении этого христианского таинства. Наши предки имели обычай уносить в этот день из храма зажженную свечу. Причем несли ее вплоть до дома, стараясь прикрыть рукой, чтобы не задул ветер, а потом ставили в красный угол, где стояли иконы. Об этих событиях напоминал в своей книге, посвященной богослужебному кругу, священник Александр Мень: «Ночь над Иерусалимом. Город спит. В сионской горнице зажжены светильники. В печальном молчании сидят Двенадцать. "Один из вас предаст Меня". Шепот, испуганные возгласы: "Не я ли?" Стремительно встает Иуда и ускользает в ночную тьму. Не спят и члены Синедриона. Архиереи отдают тайный приказ воинам...

Апостолы разделили священную Чашу и Хлеб. Господь говорит о страданиях, которые ждут Его. Петр с горячностью обещает идти с Ним на смерть. Он не подозревает, как она близка.

"Да не смущается сердце ваше... — говорит Учитель. — Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас".

Тихо напевая пасхальный псалом, один за другим покидают дом; при бледном свете луны выходят за ворота и углубляются в масличный сад Гефсимании. Там царит мрак. Каждый звук отдается в тишине. Апостолы расположились на ночлег. Только трое следуют за Иисусом, но и у них глаза слипаются, слабость парализует тело. Сквозь забытье они слышат Его голос: "Авва, Отче! Все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня, но не чего Я хочу, а чего Ты..."

Между тем стража уже пересекает по тропинке овраг. Впереди — Иуда. "Кого я поцелую, Того и берите". Воины идут между деревьями. Фонари и факелы мелькают среди стволов сада...

"Симон! ты спишь? Не мог ты бодрствовать один час!..."

Кончено. Они уже здесь. Отблески огня на злых, возбужденных лицах. Иуда бросается к Иисусу и целует Его.

— Здравствуй, Равви!

— Друг, вот для чего ты пришел!..

Их окружают.

— Кого ищете?

— Иисуса Назарянина.

— Это Я.

Они смущены, испуганы, однако через мгновение уже приходят в себя и стягивают веревками Его руки. Петр бросается вперед с мечом. Но Учитель не хочет кровопролития. "Теперь ваше время и власть тьмы", - говорит Он страже. Растерянные ученики в ужасе разбегаются...

А потом настает эта страшная ночь: отречение Петра, допрос у архиерея, издевательства челяди, лживые показания, вопль Кайафы: "Ты ли Мессия, Сын Благословенного?" — и в напряженной тишине ответ: "Я!..." Утро. Христос перед Пилатом, сонным, брезгливым, недовольным. Какое дело прокуратору до религиозных споров? Назло архиереям он готов отпустить Узника, Который кажется ему безобидным мечтателем. "Я пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине", — слышит Пилат и усмехается: "Что есть истина?" Он не верит в нее. Он верит только в силу золота и легионов. Сохранить благоволение кесаря ему дороже всех истин на свете. Говорят, что этот Назарянин бунтовщик, выдающий Себя за Царя Иудейского? Это уже опасней споров об истине; рисковать нельзя. И Пилат умывает руки.»

Эти события происходили в пятницу утром. Члены Синедриона спешили казнить бунтовщика, поскольку приближалась суббота – день покоя. Христа подвергают бичеванию – последняя попытка Пилата как-то смягчить сердца священников. Воины выводят Его, едва живого, истекающего кровью после бичевания в красном рваном хитоне и с терновым венком на голове. Но они по прежнему настаивают на казни. Вспоминая эти трагические события, поздно вечером (или ночью) в храмах совершается утреня, и священники, стоя перед плащаницей, читают погребальные стихи. В конце утрени процессия, символизируя погребение Господа, несет плащаницу вокруг храма. Этот момент запечатлен в известном стихотворении Бориса Пастернака "На Страстной":

«Еще кругом ночная мгла,

Еще так рано в мире,

Что звездам в небе нет числа,

И каждая, как день, светла,

И если бы земля могла,

Она бы Пасху проспала

Под чтение Псалтири.

Еще кругом ночная мгла:

Такая рань на свете,

Что площадь вечностью легла

От перекрестка до угла,

И до рассвета и тепла

Еще тысячелетье.

Еще земля голым-гола,

И ей ночами не в чем

Раскачивать колокола

И вторить с воли певчим.

И со Страстного четверга

Вплоть до Страстной субботы

Вода буравит берега

И вьет водовороты.

И лес раздет и непокрыт

И на Страстях Христовых,

Как строй молящихся, стоит

Толпой стволов сосновых.

А в городе, на небольшом

Пространстве, как на сходке,

Деревья смотрят нагишом

В церковные решетки.

И взгляд их ужасом объят,

Понятна их тревога.

Сады выходят из оград,

Колеблется земли уклад:

Они хоронят Бога.

И видят свет у царских врат,

И черный плат, и свечек ряд,

Заплаканные лица —

И вдруг навстречу крестный ход

Выходит с Плащаницей,

И две березы у ворот

Должны посторониться.

И шествие обходит двор

По краю тротуара,

И вносит с улицы в притвор

Весну, весенний разговор,

И воздух с привкусом просфор

И вешнего угара.

И март разбрасывает снег

На паперти толпе калек,

Как будто вышел человек,

И вынес, и открыл ковчег,

И все до нитки роздал.

И пенье длится до зари,

И, нарыдавшись вдосталь,

Доходят тише изнутри

На пустыри под фонари

Псалтирь или Апостол.

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,

Заслышав слух весенний,

Что только-только распогодь,

Смерть можно будет побороть

Усильем воскресенья.»

Пятница и суббота Страстной недели – самые трагические и скорбные дни. Однако, не следует забывать, что приближается Пасха и воскресение Христово. Истомленные постом верующие накануне Великого Четверга стремятся убрать свои дома и квартиры, чтобы в эти дни не рассеиваться, а в сосредоточении вновь и вновь пережить вместе со Христом эти страшные дни.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру