Спасет ли Назарбаев игумена Софрония?

Почему из Казахстана хотят изгнать уважаемого православного священника

Неприятный эпизод может омрачить отношения России и Казахстана. Над одним из самых авторитетных русских жителей республики, православным священником игуменом Софронием, нависла угроза депортации. Отец Софроний практически на пустом месте по собственному почину создал большой детский приют и дом престарелых. И вот «награда нашла героя». Районный суд в Алма-Атинской области вынес решение о выдворении священника из Казахстана.

Почему из Казахстана хотят изгнать уважаемого православного священника
Игумен Софроний и его воспитанники.

В моем советском детстве каждое лето я проводил у бабушки в тогдашней столице Казахстана Алма-Ате. И очень часто мы с друзьями садились на велосипеды и отправлялись купаться на расположенные недалеко от города Первомайские озера. Отдыхая у воды, я и предположить не мог, в центре каких драматических событий были и вновь окажутся эти места.

Оказывается, до 1918 года на берегу озера находились православный Новодевичий монастырь и детский приют. Настоятельница монастыря находилась в близком родстве с императорской семьей. И в первый послереволюционный год случилось страшное. По словам местных историков, всех монахинь и часть воспитанников приюта расстреляли и бросили в воду. Другую часть куда-то увезли. Когда в 1956 году дно озеро решили почистить, выяснилось: оно сплошь усеяно костями женщин и детей.

Но уже в наши дни порушенное вдруг возродилось — благодаря целой цепочке удивительных событий. В период сталинского террора одну молодую женщину выслали из России в Казахстан, вытолкали из вагона и оставили умирать от голода в степи. Но ее подобрали и выкормили местные жители — казахи. Прошли годы. У молодой женщины родился сын. Сначала этот человек — Петр Евтихиев — выбрал для себя военную стезю: был бойцом элитных советских антитеррористических подразделений. Но затем он решил стать священником.

И в 1994 году в маленьком православном приходе на берегу Первомайских озер в приходе появился новый настоятель — отец Софроний. О том, что произошло дальше, мне рассказал сам священник: «Я поинтересовался у местных жителей: почему озера иногда называют не только Первомайскими, но и Приютскими? В ответ мне рассказали историю этих мест».

Отец Софроний задался целью воссоздать приют. И у него получилось. Благодаря помощи благотворителей уже в 1996 году приют был отстроен и открыт. Дальше одно потянуло за собой другое. В приют начали приходить брошенные на произвол судьбы пожилые люди — пришлось создать для них дом престарелых. Постоянно увеличивалось и количество детей — пришлось затеять новое строительство. И сейчас под началом отца Софрония целое разветвленное хозяйство: капитальные постройки, сельскохозяйственные угодья. В приюте проживает больше сотни детей, в доме престарелых — больше сотни пожилых людей.

Собственность приюта — залог его спокойной жизни и одновременно причина его бед?

Звучит слишком красиво, чтобы быть правдой? Вы недалеки от истины. Будущее обители сегодня оказались под угрозой. Отец Софроний начал почти безвылазно жить в Казахстане еще в период существования Советского Союза. Но при этом священник является гражданином РФ. И недавно местный районный суд постановил: из-за отдельных санитарных и налоговых нарушений в православной обители отца Софрония следует как можно быстрее выслать в Россию.

Этому предшествовали обвинения священника в жестоком обращении с детьми. Ни одно из этих обвинений подтверждения не нашло. И тогда отцом Софронием вдруг заинтересовалась районная миграционная служба.

Предчувствую выводы, к которым уже успели прийти многие: мол, чему здесь удивляться? Все ясно как божий день. Православный священник развил чересчур бурную активность в преимущественно мусульманской республике. Вот в чем корень проблемы!

За православного священника вступился даже Союз мусульман Казахстана.

Логично? Возможно. Но при этом абсолютно неправильно. «Я благодарен Богу, что служу именно в Казахстане, — сказал мне отец Софроний. — Первым на мою защиту встал именно местный мусульманский мир». И это действительно так. Среди тех, кто сейчас активно борется против депортации православного священника, — Союз мусульман Казахстана, российские дипломаты, множество уважаемых в республике людей.

Почему же пока все эти усилия оказываются тщетными? По неофициальной версии, все дело в совпадении интересов отдельных казахстанских чиновников и некоторых видных деятелей русской общины. Мол, хозяйство отца Софрония — лакомый кусок сразу в нескольких отношениях. Здесь и солидная собственность, и финансовые потоки, и доступ к детям.

Среди главных гонителей игумена Софрония называют некоего заместителя главы администрации района, которому, в свою очередь, покровительствует заместитель главы администрации области. Враги священника из рядов русской общины активно себя не проявляют. Но в том, что они есть, сомнений нет. В частных разговорах казахстанские чиновники более высокого ранга говорят об этом открытым текстом. Вот и получается: депортация отца Софрония может состояться уже в ближайшие недели. Все зависит от решения областного суда, который будет рассматривать апелляцию священника.

Если изгнание игумена Софрония из Казахстана состоится, то, конечно, отношения между двумя странами на межгосударственном уровне это не испортит. Но символическое значение этого события будет сложно переоценить. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев всегда следовал принципу: договоренности между президентами — это одно, а поведение нижестоящих чиновников — совсем другое. Назарбаев очень жестко наказывал своим подчиненным: не дай бог вы по недомыслию или по иным причинам сделаете такое, что испортит атмосферу отношений с Россией!

В середине 90-х российская казна часто пустовала. И Москва задерживала выплату Казахстану арендной платы за космодром Байконур. В Казахстане с экономикой тоже все было тяжело. 115 миллионов долларов, которые обязалась каждый год платить Россия, были для республики не самой мелкой суммой. Но Назарбаев категорически запретил своим министрам поднимать вопрос о долге. Лидер Казахстана был уверен: как только Россия сможет, она сразу заплатит. Так, собственно, и случилось.

Что будет с детьми, если основателя приюта изгонят из Казахстана?

Сегодня и в казне России, и в казне Казахстана неизмеримо больше денег, чем в позапрошлом десятилетии. Но вот громкие и острые заявления чиновников о наших отношениях, напротив, перестали вызывать удивление. Недавно, например, случился публичный скандал по поводу совместного использования того же космодрома Байконур.

Почему так происходит? Выскажу свою версию. Председатель национального казахстанского космического агентства Талгат Мусабаев — заслуженный человек, который три раза побывал в космосе. Но при этом Мусабаев — это еще и деятель с весьма странным пониманием хороших манер.

Минувшим летом весь Казахстан с изумлением смотрел следующий видеоклип. На пресс-конференции в здании правительства телевизионный журналист осмелился попросить Мусабаева встать в месте, наиболее подходящем для телесъемки. Генерал-лейтенант авиации Мусабаев воспринял это как страшное оскорбление, оттолкнул журналиста и прилюдно послал его матом.

Своих российских партнеров по переговорам Талгат Мусабаев прилюдно матом, конечно, не посылает. Но особой дипломатичностью он не отличался и здесь. В декабре 2012 года Мусабаев заявил, что договор об аренде Байконура Россией может быть расторгнут. Это заявление было быстро опровергнуто официальной Астаной. Но в России оно все равно вызвало шквал самых разных комментариев. А это шокировало уже казахстанскую сторону.

На встрече с группой российских журналистов в Москве в начале этого года министр иностранных дел Казахстана Ерлан Идрисов недоумевал: на российско-казахстанских переговорах по Байконуру идет нормальный рабочий процесс. Почему же ситуация вокруг космодрома кое-кем воспринимается в истерическом ключе?

С Мусабаевым его начальники в Астане, видимо, провели соответствующую воспитательную работу. Когда некоторое время назад на Байконуре случилась авария российской ракеты, он — по меньшей мере публично — вел себя по отношению к партнерам из Москвы безупречно.

И вот снова вылезла ситуация аналогичного рода: атмосфера отношений двух союзных стран может быть подпорчена из-за поведения казахстанских чиновников даже не республиканского, а областного и районного уровней. Но главное даже не это. В Алма-Атинской области может свершиться вопиющая несправедливость, из-за которой пострадают дети и старики. Я абсолютно уверен: дело отца Софрония заслуживает личного внимания Нурсултана Назарбаева. Иногда священники ничуть не менее важны, чем министры и космодромы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру