«Дебош в храме на Полянке и пляски Pussy Riot — не одно и то же»

За фотосессию с пистолетом четверо молодчиков могут ответить по «обновленной» статье «Оскорбление чувств верующих»

Кому хоть раз доводилось ступать под своды храма на Большой Полянке, освященного в честь Григория Неокесарийского, точно никогда его не забудет — культовое сооружение поражает своим великолепием. Не оставили храмовые красоты равнодушными и четырех молодых людей, неведомо каким ветром занесенных туда во вторник, 15 октября, в день Курбан-байрама. О том, во что вылилось желание молодых людей сфотографироваться на фоне православного алтаря, «МК» уже писал».

Комментируя этот неприятный инцидент в медийном пространстве, кое-кто успел вспомнить уже и о деле «Pussy Riot”. Имеет ли смысл проводить параллели между плясками «пусек» в Храме Христа Спасителя и выходкой четырех подвыпивших «фотомоделей» с оружием в карманах, «МК» спросил у представителей христианства, правозащитников и юристов.

За фотосессию с пистолетом четверо молодчиков могут ответить по «обновленной» статье «Оскорбление чувств верующих»

- Я нигде не читал о том, что их целью была фотосессия. Вполне может быть, что им хотелось заснять себя на фоне святынь, тем самым унизив православных людей. Но находясь в храме, они еще и вели себя непристойно, нецензурно выражались, ругались, угрожали пистолетом, нагло и развязно вели себя по отношению к чужим святыням, - говорит отец Андрей Кураев. - Тот факт, что они были пьяны, по моему мнению, должен рассматриваться как отягчающее обстоятельство. То, что у трезвого на уме, то у пьяного на языке. Это означает, что они еще раньше были воспитаны в непочтительности к другой религии.

- Можно ли провести здесь какие-то параллели с «Pussy Riot»?

- Никаких параллелей я тут не вижу. Что, у «Pussy Riot» был пистолет, и они угрожали им служителю церкви? Или вы считаете, что танец и пистолет — это одно и то же? Для меня также очевидно, что здесь уместно вспомнить о новой редакции статьи об «Оскорблении чувств верующих», ужесточающей наказание за хулиганские выходки в местах религиозных собраний людей. Вот и посмотрим, заработает ли эта статья и как.

- То есть мы можем получить первое дело по «отредактированной» статье?

- Думаю, что да.

«Я не очень хорошо знаком с фабулой этого случая, - признался «МК» член президентского Совета по правам человека, адвокат Павел Чиков, чья супруга Ирина Хрунова защищает сейчас Надежду Толоконникову. - Принципиальная разница, на мой взгляд, заключается в двух вещах. Во-первых, в случае с храмом на Большой Полянке фигурировали оружие и угроза насилием. Во-вторых, для меня нет никакого сомнения в том, что акция в Храме Христа Спасителя имела политическую мотивацию и была, по сути дела, акцией политического протеста. А вот каковы мотивация и умысел тех, о ком вы меня спрашиваете, мне сказать затруднительно. Был ли в их действиях мотив религиозной ненависти, это вопрос к следствию. Но я не думаю, что это будет таким же громким делом, как дело «Pussy Riot”.

- Считаю, что это безобразие в храме на Полянке произошло из-за того, что в молодежной среде и в интренете некоторые люди пытаются ложно трактовать поступок девушек из скандально известной панк-группы как подвиг, как нечто, имеющее отношение к политическому протесту. И это подспудно может подстегивать других молодых людей к подобным «геройствам», - уверен правозащитник Владимир Осечкин. - На ум мне с связи с произошедшим приходит только одна характеристика: мерзавцы. Четверо мерзавцев, у которых мозгов не хватило пойти и сделать что-то реально полезное. Видимо, они захотели, чтобы их в своей среде сочли крутыми. Если на эту выходку не последует жесткой реакции, то среди таких асоциальных групп подобный образ действий может масштабироваться и дальше. Вопрос надо ставить так: один гражданин РФ угрожал убийством другому гражданину РФ. Но абсолютно уместно было бы в этом случае применить в числе прочих и статью об «Оскорблении чувств верующих» в новой редакции.

Отца Всеволода Чаплина очень обеспокоило, что за один день произошло сразу два эпизода, способных негативно отразиться на межрелигиозном мире в стране: сначала на одном из сайтов была размещена оскорбительная для религиозных чувств мусульман картинка с нецензурной надписью, потом совершен налет на православный храм.

Это еще раз показывает правильность ужесточения наказания за оскорбление чувств верующих, - объясняет свою позицию отец Всеволод. - Такого рода инциденты чреваты серьезной межрелигиозной враждой, и как будто кто-то специально пытается ее спровоцировать. Происходящее в храме выглядит как спонтанный налет четырех неадекватных людей, но все равно следует тщательно посмотреть, не спровоцировали ли его более «рационально» действующие силы, в частности, экстремистские организации, которые могли бы вложить им «нужные» мысли в головы. В этих условиях очень важно, чтобы представители религиозных общин сообща осуждали кощунственные акты, направленные против любой традиционной для России религии. Мы планируем в пятницу 18 октября совместное выступление против такого рода провокаций совместно с представителями христианства, ислама, буддизма, иудаизма. Разрушение религиозного мира опасно для будущего России.

И ситуация с «Pussy Riot», и нынешний налет еще раз показывают важность надежной защиты почитаемых верующими святынь, будь то храмы, священные книги или символы. И в дальнейшем более чем вероятны осквернения символов, направленные на разжигание межрелигиозной розни. А то, что последний случай произошел в момент празднования мусульманского праздника и событий в Бирюлево, только усилило опасность, от него исходящую.

Все это вызывает очень большую грусть и сожаление, - поделился с «МК» член Общественной палаты ЦФО, председатель Общероссийского общественного движения «Католическое наследие» Ярослав Терновский. - Сейчас можно услышать мнение и о показном характере этой акции, что, мол, молодые люди не просто похулиганили, а поймали кураж, празднуя Курбан-байрам. Склоняюсь, скорее, к тому, что это хулиганство, проистекающее, по-видимому, из религиозного куража, и уж точно не имеющее никакой философской подоплеки. И совершили эту выходку люди, которые не то что чужой религии не понимают, но и к своей относятся поверхностно. Если бы они глубоко понимали смысл праздника, смысл мусульманских традиций, то так бы не поступили. И мне хотелось бы, чтобы реакция на это не была бы антиисламской.

Параллель с «Пусси Райт» я бы не стал проводить. В действиях «Пусси Райот» был налицо вызов общественному мнению. Причем, на мой взгляд, без политического подтекста, а только с желанием, чтобы о тебе заговорили, со стремлением сделать имя на эпатаже.

Мы должны решать вопрос в правовом поле, четко показывая недопустимость подобных действий, но внутри, как служители культа, мы должны молиться о таких людях. Молиться о том, чтобы они осознали: содеянное ими не привносит мира в наше общество. В то же время у нас, у общества, должен быть выработан иммунитет на такие выходки, на то, чтобы не отвечать агрессией на агрессию.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру