России нужен мониторинг мозгов

Современная молодежь умеет учиться, но не умеет работать

15 декабря 2013 в 19:54, просмотров: 5074

По данным социологических исследований, нынешний студент вполне доволен жизнью, кипит энергией и творческими планами на будущее. А вот молодой специалист, наоборот, растерян и зачастую разочарован в выборе профессии. В результате вчерашние выпускники бросаются получать второе или третье высшее, а то и вовсе превращаются в вечных студентов. «Эффективность образования — это не только качество процесса обучения, но и качество его результата, проявленное выпускником в профессиональной деятельности», — уверены специалисты в области образования.

России нужен мониторинг мозгов
фото: Кирилл Искольдский

— Найти работу не могут только юристы и экономисты. У нас в стране их 18 и 33% соответственно, такое количество выпускников данных специальностей стране попросту не нужно, — считает Александр Бисеров, замруководителя Рособрнадзора.

Тем не менее, по статистике, проблемы с трудоустройством возникают у большого количества выпускников и других специальностей. В пресловутом мониторинге эффективности вуза есть пункт о трудоустройстве, но он связан лишь с обращением выпускников на биржу труда и не отражает проблемы в целом. Большинство выпускников не обращаются на биржу, некоторые устраиваются на работу, совершенно не связанную с квалификацией в дипломе.

— Необходимо установить прочную связь между образовательными и профессиональными стандартами. Тогда выпускник вуза и работодатель будут соответствовать ожиданиям друг друга. Разница между ситуацией на рынке труда и системой образования настолько велика, что большую часть молодых специалистов приходится переучивать, да и адаптация к новой ситуации у работников проходит тяжело и медленно. Именно поэтому нашим министерством подготовлена программа обновления действующей системы квалификационных требований к работникам, которая приведет к изменению или дополнению образовательных программ. Это поможет привести систему образования в соответствие с требованиями бизнеса, — считает замминистра труда и социальной защиты Любовь Ельцова.

По мнению ректора Российского государственного университета туризма и сервиса Александра Федулина, студент должен учиться не ради процесса обучения, а ради успешного овладения выбранной профессией. Компетенции студента должны работать на будущее, то есть на выходе из института выпускник должен не только соответствовать требованиям рынка труда, но и опережать их.

По мнению специалистов, увеличению количества «ненужных» выпускников очень способствует большое количество «левых» вузов, цель которых — заработать исключительно на выдаче дипломов.

— Нужно закрывать вузы, которые под видом образовательной деятельности просто штампуют дипломы. Выпускники данных заведений не обладают никакими знаниями и компетенциями вообще, — уверен председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов.

К существующему мониторингу эффективности вузов работники учебных заведений относятся в целом положительно, но отмечают некоторые несовершенства нового метода контроля.

— Мониторинг эффективности больше сосредоточен на условиях обучения, то есть на вопросах материального характера. Никто не спорит, что условия обучения — это важный фактор, но нужно оценивать также качество процесса обучения и его результат — то есть способность выпускника работать по профессии, — объяснила Елена Ефимова, начальник отдела центра качества РГГУ.



Партнеры