Диктор государства

Игорь Кириллов: «Меня молодежь узнает по программе… «Спокойной ночи, малыши!»

Если б вы знали, как много он значил в нашей жизни. Его ордена «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени, почетный титул «Человек-эпоха» важны, конечно, но и они обо всем не скажут. Он был главным официозом страны на Центральном телевидении, а пользовался тем не менее такой огромной любовью у зрителей. Надежный, спокойный, какой-то домашний даже, еще и этот голос… Все равно не разложить по полочкам, не понять, не постигнуть. Для всех родной, вот он какой. 14 сентября Игорю Леонидовичу Кириллову исполняется 80 лет.

Игорь Кириллов: «Меня молодежь узнает по программе… «Спокойной ночи, малыши!»

«Молодой мужчина в расцвете сил»

— Игорь Леонидович, вот вам 80...

— Это по паспорту. А по работе, по моему телевизионному стажу, 27-го сентября у меня будет другой юбилей, цифры которого мне значительно приятнее, чем те, о которых вы только что сказали: всего лишь 55 лет, как я работаю на телевидении.

— Как вам сейчас живется, какое настроение, какие чувства вас посещают?

— Живу так же, как все наши постсоветские люди, которые сейчас в довольно сложной обстановке создают новое государство, новую страну. Значит, и я стараюсь делать все, чтобы наша Россия была поистине великой державой.

— Сильно сказано!

— Ну, давайте поскромнее скажем: живу как все, нормально. Как все пожилые люди, представители уходящего поколения. И страдаю от того, что плохую речь слышу на улице и даже в средствах массовой информации, страдаю от того, что молодые, родившиеся после 90-х годов, многого из истории своей страны не знают. Это очень меня беспокоит. Не знают даже таких людей нашего недалекого прошлого, как Чкалов, Гризодубова, Осипенко, Кожедуб. Даже Гагарина. Некоторые не знают, что такое Великая Отечественная, они почему-то изучают историю Второй мировой войны, которая подается, к сожалению, однобоко и необъективно. Победу в этой войне, оказывается, одержали союзники — американцы, французы, англичане. И это меня еще больше беспокоит. Ведь, как говорил замечательный ученый Лихачев, «падение культуры может привести к гибели государства».

— Насколько для вас важно материальное, или вы не обращаете такого внимания на быт, как это принято сейчас?

— Материальное — одна из главных составных частей жизни каждого человека. Но я всегда отношу это на второй план. Самое главное, мне кажется, это любимая работа, семья, дети, внуки и даже правнуки. То, что греет, дает импульс к жизни.

«Пенсия у меня... нормальная»

— А как вы сейчас живете, с кем?

— Очень мало у меня осталось самых близких, родных. Сын полтора года назад ушел из жизни... Дочь в Германии работает... Уже 20 лет. Гражданство она не поменяла, конечно... Сейчас у меня в гостях свояк — муж младшей сестры жены. Она тоже, к сожалению, ушла из жизни, скоро год будет. Ее муж болгарин, но 48 лет он прожил в нашей стране. Несколько дней назад прилетел, чтобы и мой день рождения отметить, и, конечно, помянуть печальную первую годовщину кончины нашей любимой Натальи. Со мной живет достаточно молодая женщина Татьяна, которая очень хорошо ко мне относится и помогает в моем земном существовании. Я ей очень благодарен, она хороший товарищ, друг и прекрасная женщина.

Диктор государства - Игорь Кириллов

Диктор государства - Игорь Кириллов

Смотрите фотогалерею по теме

— Я помню вашу прекрасную супругу Ирину Всеволодовну...

— Да, вот уже девятый год, как ее нет со мной. Но она всегда со мной... Не только портретами на стене, но и в сердце, в душе. Забыть ее я не могу, потому что это моя первая, последняя и вечная любовь. Она такой была с детских лет, мы в одном дворе жили. Ну, не совсем с детских, с отроческих. И с тех пор мы нога в ногу с ней идем... Шли... Прожили полвека, даже чуть побольше, и у нас было двое детей. Была интересная работа, она 33 года проработала звукорежиссером в «Останкино». У нас были общие интересы, и не только житейские, но и чисто творческие.

— А дочка Анна приедет к вам на юбилей?

— К сожалению, нет, у нее сейчас очень интенсивная важная работа. Она служит в небольшом театре музыкальном, готовит несколько серьезных спектаклей. Я имею в виду оперу и балет, она там музыкальный руководитель. Ее высоко ценят, она подписала контракт и живет даже не в Бремене, где постоянно раньше проживала, а в городе Дессау. Так что нет, она не приедет.

— Игорь Леонидович, пенсия у вас какая, если не секрет?

— Пенсия у меня... нормальная, хорошая. Ну, достаточно хорошая для прожиточного уровня. Если жить скромно, как мы раньше жили, то вполне хватает. Но я еще продолжаю работать и очень благодарен Первому каналу, его руководителю Константину Эрнсту, который до сих пор продлевает контракты со мной и с моей партнершей Анной Николаевной Шатиловой, что позволяет мне существовать достаточно неплохо. Я служу в дирекции оформления эфира. Не так часто, конечно, вызывают, но когда вызывают, я с радостью прихожу.

«Кириллов мне не нравится всей душой!»

— Можете вспомнить какое-то проявление народной любви в вашей жизни?

— Несколько лет тому назад, будучи в «Останкино», я проходил мимо студии, в которой записывали детскую программу. И ко мне обратились с просьбой дать автограф ребята молодые. Конечно, я подпишу, говорю, но откуда вы меня знаете, вы же совсем маленькие были, когда я работал. Помним-помним, отвечают они, — «Спокойной ночи, малыши!». Сначала я немножко оторопел в недоумении, а потом понял, что «Спокушки» начинались без пятнадцати девять вечера и заканчивались перед программой «Время». Пока оттаскивали детей от телевизора, чтобы они легли спать и дали взрослым посмотреть информационную программу, детки эти первые минуты «Времени» все-таки запомнили. То есть детская память сохранила мою физиономию и ассоциировала ее с передачей «Спокойной ночи, малыши!». А что касается любви... Вы знаете, с самого начала моей работы наша великая учительница, моя вторая мать Ольга Сергеевна Высоцкая, диктор радио, которая была первым диктором на малострочном, еще экспериментальном телевидении в 1931 году, за год до моего рождения... Так вот, она мне говорила: «Запомни, что тебя все любить не могут. Кто-то будет к тебе равнодушен, а кто-то будет не любить и даже ненавидеть». Это действительно так. Однажды во время киносъемки на ВДНХ я готовился к очередному эпизоду, а за моей спиной стояли две женщины, и одна сказала другой: «Кириллов мне не нравится всей душой, а вот Балашов — у него и голос, и внешность могучая... А Кириллов мне не нравится». Я все слышал. Сначала у меня аж сердце похолодело: как это? А потом я вспомнил слова моей великой учительницы и стал над собой громко-громко смеяться, мне легче стало.

— Вы хорошо помните свою последнюю программу «Время», которую вы провели 30 декабря 1989 года?

— Да, помню, конечно. Не могу сказать, что это было слишком печально, ведь я надеялся, что когда-нибудь еще выйду в эфир. Потом девять месяцев в качестве педагога я работал в нашем Институте повышения квалификации ТВ и радио. Но, конечно, тоска по эфиру была до тех пор, как в сентябре 90-го года меня не пригласили к себе наши молодые тогда, темпераментные ведущие «Взгляда», чтобы я был своеобразным мостиком между старшим поколением и младшим. Сначала зрители меня встретили негативно, письма были, звонки, а потом они поняли мою задачу, и несколько лет я проработал во «Взгляде». Для меня это была очень хорошая и жизненная, и творческая школа, потому что и Листьев, и Любимов, и Политковский, и Артемчик Боровик, и Захаров, и Ваня Демидов, Андрей Разбаш — это была компания очень современных и талантливейших журналистов. Потом руководство предлагало мне уйти от этих ребят, обещали даже дать собственную передачу, утреннюю, семейную, но предать своих товарищей я не мог, конечно...

А своим молодым коллегам-телеведущим хочу сказать: «Дорогие друзья, помните, что вы артисты ТВ и что вы не в бизнесе работаете, а в новом, современном синтетическом, очень сложном искусстве под названием «телевидение». Мне же еще в Канаде когда-то объяснили, что артист — это любой человек, выступающий на экране перед камерой, будь он диктор, комментатор или премьер-министр.

— Ну так вы действительно артист, сыграли в нескольких фильмах. Правда, все время — сами себя.

— Так и нужно, иначе бы не поверили. Да, вот в «Зависть богов» меня приглашал Владимир Меньшов. Как приятно было вспомнить саму технологию съемочного процесса! У меня в жизни действительно был эпизод, как там в картине: редактор по полу полз, чтобы передать диктору сообщение.

— А вы свой голос уникальный нигде не зарегистрировали? Как бренд.

— Никогда об этом не думал. Но вы мне подали очень интересную идею, потом расскажете, где это можно сделать.

— Но вы же знаете, что вашим необычным голосом начинается одна из песен Стинга, и «Депеш Мод» тоже вначале вас цитирует, и группа «Несчастный случай».

— Когда Стинг был в Москве, то Ваня Ургант и Саша Цекало мне позвонили и попросили, чтобы я обязательно приехал, потому что г-н Стинг очень хочет познакомиться со мной. Я действительно приехал, пожал ему руку, но ничего по-английски не мог сказать, так как языка не знаю. Милый человек и прекраснейший певец. Я люблю таких артистов, которые постоянно находятся в творческом драйве.

— Игорь Леонидович, как вы относитесь к современным примочкам? У вас есть компьютер, айфон, айпад?

— У меня есть компьютер, у меня есть вай-фай, и еще есть... как это по-русски... который я открываю, чемоданчик такой... Ноутбук! Вы знаете, благодаря этой замечательной технике я почти каждый день могу общаться со своей родной дочерью, когда она находится от меня на большом расстоянии. И картинка, и звук — мы с ней иногда больше часа беседуем. А еще — с друзьями, с родственниками. Я могу письма получать, отправлять. Прохожу сейчас обучение. Считайте, что я во втором классе...

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру