«МК» нашел пилота, который учил Путина летать со стерхами

А заодно выяснил, почему второй шанс стать дикими представился только троим из «президентских» журавлей

Путин погружался на дно Байкала, поднимал амфоры в Таманском заливе, вешал датчики на кита, тигрицу и белого медведя. Но ни одна из этих акций не запомнилась так, как полет со стерхами. Прошел без малого год, а СМИ все еще следят за судьбой стаи. Кажется, и сами те стерхи из обычных, хоть и исчезающих журавлей превратились в птиц высокого полета. На новостные ленты попадают даже подробности личной жизни VIP-птенцов. Вот, например, из последнего: «Путинского стерха» ждет знакомство с самочкой»...

А заодно выяснил, почему второй шанс стать дикими представился только троим из «президентских» журавлей
Еще за год до знаменитого полета со стерхами Игорь Никитин обучал Путина пилотированию дельталета.

Сразу после акции и сам президент, и его пресс-секретарь уверяли: полет с журавлями — вовсе не задумка пиар-технологов. Но кто же им поверит? Корреспондент «МК» разыскал пилота, который рассказал Путину об эксперименте с журавлями. Как оказалось, ВВП еще до знаменитого полета брал у него уроки управления дельталетом.

Фото: Галина Носаченко

С Игорем Никитиным, вице-президентом Федерации сверхлегкой авиации России и руководителем Студенческого конструкторского бюро Университета гражданской авиации, мы познакомились случайно. На прошлой неделе журналистов пригласили испытать дельталеты, c помощью которых ученым предстоит изучить атмосферу вокруг Байкала. В сущности, к полету со стерхами данная экспедиция отношения не имеет. Но очень уж «машины» показались знакомыми.

— Путин случайно не на таком летал? — интересуюсь у пилота.

— На похожем. Это один класс. Да вы лучше у пилота, который обучал Владимира Владимировича, спросите. Он ведь уже несколько лет с ним занимается. Вон он...

Фото: Галина Носаченко

Игорь Валентинович недавно приземлился после очередного тренировочного полета и к интервью явно не готовился.

— Рассказать о полетах с Владимиром Владимировичем? — повторил мой вопрос Никитин. — Спрашивайте. Только времени у меня не так много...

«Путин изучал теорию и учился управлять прямо в воздухе...»

Летом 2011 года на мобильный Игорю Валентиновичу позвонили, спросили, сможет ли он обучить управлению дельталетом одного курсанта. Сразу предупредили: ученик будет не из простых. Но кто именно, не сказали. Вместо этого попросили явиться к месту обучения вместе с техникой. И прихватить с собой костюм на мужчину среднего роста и крепкого телосложения.

— Удивились, когда увидели на летном поле Путина?

— Если честно, не сильно. Я предполагал нечто подобное.

— Как прошла первая встреча?

— Поздоровались, я представился. Потом Владимир Владимирович осмотрел машину, сказал: «Красавец. Можно прямо сейчас полетать?» Я кивнул. Правда, объяснил, что на первом занятии он может быть только пассажиром. Затем последовали краткий инструктаж и ознакомительный полет.

— Премьер (тогда ВВП был еще в этой должности. — «МК») объяснил, почему он решил брать уроки пилотирования?

— Нет, а я не посчитал тактичным спрашивать. Но было видно, что ему интересно освоить именно этот вид летательных аппаратов. Возможно, его привлекло то, что во время пилотирования дельталета человек испытывает ощущения, наиболее близкие к полету птиц.

— Как прошел первый полет Путина уже в качестве пилота?

— С задачей он справился лучше большинства курсантов. И это при том, что ему приходилось распределять внимание: одновременно учиться управлять дельталетом и слушать мои наставления. Времени на то, чтобы провести длинный инструктаж на земле, не было — человек он занятой. Поэтому почти всю теорию я объяснял в небе: как разворачиваться, держать газ, высоту, особенности аэродинамики, метеорологических условий... В общем, тот обязательный минимум, который должен знать пилот.

Фото: Галина Носаченко

— К аппарату, на котором проходил обучение ВВП, предъявляли специальные требования? Может, перед каждым полетом его перебирали по винтикам?

— Нет, он проходил такую же проверку, как и перед полетом с другими курсантами. И никаких специальных бумаг я тоже не подписывал.

— Ну а охрана вас сопровождала?

— Только на летном поле. В воздух, конечно, они с нами не поднимались.

Игорю Валентиновичу не случайно доверили столь серьезную миссию. Как объяснили мне другие пилоты, он один из лучших инструкторов в России. На дельтапланах начал летать еще студентом. А в 1982 году Никитин с коллегами построил один из первых мотодельтапланов в СССР. Аппарат был спроектирован для геологов: мог эксплуатироваться при сильном ветре, взлетать с неровных площадок. В принципе, модель, на которой обучали Путина, создана на основе еще тех, советских разработок. Но эта модификация выпущена специально под проект по сохранению популяции стерхов.

Фото: Галина Носаченко

— Он может лететь на очень маленькой скорости: всего 50 км/час. Иначе неокрепшие птенцы не поспеют за дельталетом. Может быть укомплектован как колесным шасси, так и поплавками — ведь большая часть пути проводки стерхов проходит по рекам, — объясняет Игорь Валентинович.

«Он четко выполнял инструкции, не выходя за грань допустимого...»

Уроки пилотирования Путин брал все лето 2011-го. Продолжил он обучение и на следующий год. Конечно, регулярно посещать занятия не получалось, но когда позволяло время, ВВП проводил в воздухе и час, и полтора. Всего же за два года он налетал около 17 часов. Как уверяют специалисты, этого вполне достаточно, чтобы самостоятельно управлять дельталетом в хорошую погоду. Именно на 17 часов рассчитан начальный курс пилотирования, после которого курсанту выдают пилотское свидетельство. Получил его и Путин.

— Фигуры пилотажа на мотодельтаплане можно выполнять?

— Только простые. Например, виражи с креном до 60 градусов — это когда аппарат круто разворачивается на месте, при этом человек испытывает перегрузки в 2G. Еще есть посадка с выключенным двигателем, нисходящие и восходящие спирали: дельталет снижается или набирает высоту по кругу.

— Владимир Владимирович освоил что-нибудь из вышеперечисленного?

— Практически все. Все эти фигуры входят в программу обучения.

— А вообще он как пилот экстремален?

— Как раз наоборот. Хотя не секрет, что многие высокопоставленные люди, освоив технику пилотирования, в воздухе ведут себя слишком самоуверенно. Владимир Владимирович не из таких: он четко выполнял инструкции, не выходя за грань допустимого.

Во время одного из учебных полетов Игорь Валентинович рассказал ВВП о программе по сохранению популяции стерхов.

Путин с неподдельным интересом слушал все о легкомоторной технике. Поэтому когда я рассказал о проводимом в Окском заповеднике эксперименте, он очень заинтересовался, попросил в подробностях объяснить, как воспитывают стерхов, как их поднимают на крыло. А летом 2012 года на одном из занятий Владимир Владимирович спросил: «Как думаете, моего налета достаточно, чтобы принять участие в том эксперименте?»

— И что же вы ответили?

— Сказал, что это было бы здорово и я готов с ним слетать.

— Ну и как ВВП справился с задачей?

— Нормально, но, естественно, заходить на посадку приходилось мне. Дело в том, что на Ямале довольно сложные метеоусловия: сильные ветра, туманы. Несколько раз я помогал ему подруливать, но большую часть маршрута аппаратом управлял он сам. Я только подсказывал, как маневрировать в той или иной ситуации.

На самом деле, скорее всего, полет со стерхами так бы и остался «новостью дня», если бы не парочка отбившихся от стаи журавлей. Их моментально сравнили с оппозицией и даже попросили прокомментировать эту параллель самого «вожака». «Не полетели только слабые. И то с первой попытки. Со второй все полетели. Правда, есть в этом и вина лидера: он слишком быстро набирал скорость и высоту. Но в определенный момент пилот вынужден так поступать, иначе система может перевернуться...» — ответил Путин.

Объяснение настолько гладко легло в общую канву сюжета, что многие предположили: речь тоже была продумана заранее.

Игорь Никитин уверяет: ВВП против истины не погрешил ни словом.

— Обычно в стае присутствуют журавли разного возраста. И даже если вылупились они с разницей в неделю, в плане физической подготовки они разные. Старшие всегда поспевают за дельталетом, а вот младшие при увеличении скорости могут и отстать. При сильном же ветре пилоту приходится «жать на газ». Если скорость снизить, порыв ветра может вывести аппарат на угол срыва. Это чревато аварией.

Кстати, Путин был единственным человеком, которого стерхи знают «в лицо». Перед полетом ему разрешили не надевать маску, как обычно это делают орнитологи.

— Сам президент был против этого. Но сотрудники пресс-службы настояли, ведь в противном случае наверняка нашлись СМИ, которые бы написали, что дельталетом управлял подставной пилот.

Об этом нам рассказал уже директор Окского биосферного заповедника, где как раз и выращивают стерхов.

«Полет Путина стал для ученых волшебной палочкой...»

В самом заповеднике к визитам журналистов относятся без особой радости. Помнят, как в прошлом году репортеры едва не сорвали эксперимент.

— На Ямале ваши коллеги всех стерхов распугали. Ладно еще пишущие — те сидели на холмике и наблюдали. А теле- и фоторепортеры, несмотря на инструктаж, кинулись прямо в стаю. Птиц едва не потоптали, — сокрушается директор заповедника Юрий Маркин. — А ведь мы оберегаем птенцов даже от звуков человеческой речи.

Фото: Галина Носаченко

На самом деле о том, что за птица такая — стерх, страна узнала только благодаря полету Путина и последовавшей за ним информационной волне. Зато теперь едва ли не каждый обыватель знает, что это исчезающий вид журавлей. Впрочем, сколько их осталось в дикой природе, не могут точно сказать даже сами орнитологи.

— Всего есть две популяции. Одна, гнездящаяся в Якутии, насчитывает около 300 птиц и беспокойства не вызывает. А вот тех, которые обитают на Ямале, осталось особей 20. И то благодаря подпитке выращенными в нашем заповеднике птицами, — говорит Юрий Михайлович.

Дело в том, что даже посчитать этих журавлей в дикой природе — большая проблема. Стерхи — эндемики по рождению. То есть гнездятся они только в России, на зимовку же улетают в теплые края. При этом путь их миграции проходит через девять стран, среди которых есть крайне «закрытые».

— С Казахстаном или Индией мы в хороших отношениях. Но стерхи летят и через Афганистан, Пакистан, где отследить их сложно. В этом плане полет Путина стал для нас волшебной палочкой. Например, до августа 2012-го мы целый год безуспешно пытались получить разрешение на слежение за стерхами в Узбекистане. Теперь же нас там встречают с распростертыми объятиями. Правда, все формальности до холодов устранить не удалось. В итоге, стерхов пришлось вернуть обратно в заповедник, — объясняет Маркин.

После «популяризации» журавлей президентом многие знают, что орнитологи вместо родителей учат стерхов летать, общаются с ними исключительно в белых халатах и кормят с помощью специального пинцета, который сделан по образу и подобию журавлиной головы. Но насколько трудоемкий это процесс и зачем вообще нужен такой маскарад, понимают не все.

Считается, что птенец будет ассоциировать себя с тем живым существом, которое возьмет его «под крыло» в первые дни жизни. Это явление называется импринтингом. Иными словами, если он увидит рядом ученого без костюма, он начнет мнить себя человеком и в период размножения не будет обращать внимания на представителей своего вида. Когда «костюмное воспитание» еще не было внедрено, самцы журавлей выгоняли из вольеров орнитологов, воспринимая их в качестве соперников, а самки начинали исполнять перед учеными брачный танец…

— На самом деле импринтинг для каждой особи — вещь индивидуальная. У нас в заповеднике живет серый журавль по кличке Брыка. Его воспитывали в 1979 году, когда про костюмы даже не думали. Брыка долгое время оставался холостяком, какую бы красавицу к нему не подсаживали. Заговорили об импринтинге на человека. А через несколько лет к нему подсадили покалеченную самку, и между ними возникла любовь, — вспоминает Юрий Михайлович.

— Здорово, все как у лебедей: один раз — и на всю жизнь... — замечаю я.

— Да что вы заладили со своими лебедями! По сравнению со стерхами последние — дурные утки. Наши журавли входят в пятерку самых умных птиц, — едва ли не обижается Маркин. Впрочем, быстро остывает и возвращается к теме разговора:

— Костюмы нужны, чтобы в голодные времена они не искали помощи у человека. Ведь люди разные бывают: одни покормят, а другие застрелят.

«С птенцами носятся, как с грудными детьми...»

Эксперимент начинается весной, когда ученые забирают из гнезда птиц одно из двух снесенных яиц и помещают его в инкубатор.

— Дело в том, что в младенчестве стерхи очень агрессивны: чаще всего более сильный заклевывает слабого, — объясняет Маркин. — Природа так распорядилась, чтобы в случае недостатка корма мама не распыляла свою заботу на двух малышей. Забирая же одно яйцо из гнезда, мы можем увеличить популяцию в два раза.

Чтобы малыш не пугался дельталета, его с первых дней начинают приучать к реву включенного двигателя. В идеале же этот процесс нужно начинать раньше.

— Ведь к крикам матери и звукам дикой природы он привыкает еще до появления на свет. Да его и самого слышно: подносишь яйцо к уху, а он попискивает, — рассказывает Юрий Михайлович.

Поднимается на крыло птенец примерно за 70 суток. Все это время с ним занимаются птицеводы — в заповеднике их на американский манер называют киперами. В этом году здесь под проект воспитывают восьмерых стерхов. С ними растут и два серых журавля.

В заповедник мы приехали на закате, когда у птиц по расписанию ужин. Вообще же распорядок в стершином «детском саду» таков: на рассвете у птиц утренняя прогулка около дельтаплана, совмещенная с завтраком. Причем кормить их нужно каждые три часа — как грудных детей. Потом киперы ведут птенца гулять на болото. Каждого индивидуально — в стаю их объединяют только через месяц.

— Во время двухчасовой прогулки мы показываем им, что нужно есть: пинцетом ловим ряску, лягушку или ягодку и даем попробовать, — объясняет орнитолог Галина Носаченко. — В принципе стерхи всеядны. Но в течение всего лета на болоте созревают новые виды корма. И к каждому птиц нужно приучить.

Киперы уверяют: у каждого птенца свой характер. Всех стершат они знают «в лицо» и даже дают им имена.

— Но и нас, воспитателей, птенцы тоже отличают. Знают, какой кипер далеко в болото не пойдет, и пользуются этим: зайдут поглубже и застрянут там. Мы идем на хитрости: включаем запись криков родителей, прячемся за кустами, подманиваем вкусненьким. Но ведутся не все, — говорит Галина. — Поэтому воспитанием стерхов занимаются в основном девушки. Парни не выдерживают.

В подростковом возрасте выращиваемые в неволе стерхи становятся и вовсе капризулями. Обусловлено это тем, что за короткое полярное лето им нужно увеличить массу тела со 140 граммов до 4,5 килограмма.

— В природе они постоянно гуляют — за сутки могут преодолеть до 20 километров. Естественно, и аппетит у них хороший. В заповеднике такой моцион мы обеспечить не можем. Иногда у птенцов появляются признаки рахита, дистрофии. Мы, конечно, чуть ли не ежедневно взвешиваем их, закармливаем витаминами, делаем уколы. Но достигнуть показателей диких журавлей все равно не получается, — объясняет орнитолог Кирилл Постельных.

«Одного из путинских птенцов заклевали сородичи...»

Кстати, способности к полету у каждого стерха тоже отличаются.

— Один послушный, ходит за кипером шаг в шаг, а при выпуске оказывается никакой. Другой, наоборот, раздолбай, даже не подходит к дельтаплану, а едва отвезешь на полеты — вмиг пристраивается за аппаратом, — говорит Юрий Маркин.

Как раз из таких был «путинский» стерх по кличке Пара — тот, которого едва не загрызли собаки в Казахстане.

— Сволочь сволочью, непослушный, за дельтапланом не бегал, а когда подсадили к стае серых журавлей, он единственный смог прижиться и даже улететь с ними на юг. Если бы не инцидент в Казахстане, он, скорее всего, стал бы «передовиком» программы того сезона, — говорит директор заповедника.

Теперь же Пару пришлось отправить в зоопарк: после нескольких недель бок о бок со спасшими его людьми в природе он уже не выживет.

Остальным же стерхам из «путинской стаи» уже на этой неделе представится второй шанс стать дикими: их повезут в Уват, где снова будут учить следовать за дельталетом. Но попытка №2 светит только троим из шести поставленных на крыло президентом журавлей.

На вопросы о судьбе того выводка Юрий Михайлович отвечать не любит — ждет подвоха. Слишком уж много журналисты навыдумывали за этот год.

— Например, мы с удивлением узнали, что один птенец попал под винт дельталета. И сколько ни убеждали, что это не так, — не верят. Птенец и правда умер, но ни дельталет, ни президент к этому не причастны. Под винт действительно попал один птенец, но было это несколько лет назад. А того малыша заклевали сородичи. К сожалению, такие инциденты случаются — как у нас в заповеднике, так и в природе.

Единственную же представительницу женского пола из «путинского выводка» решили оставить в заповеднике: в этом году здесь скончалась племенная самка.

...После полета с журавлями программа, уверяет Маркин, зажила новой жизнью: отпала нужда в поиске спонсоров, отечественные конструкторы наконец-то приступили к изготовлению передатчиков для слежения за птицами.

— Вот одна иностранная журналистка приезжала, все спрашивала: «Вашему президенту больше заняться нечем?» «А ваш чем увлекается?» — говорю. «Охотой». — «А наш, наоборот, нашел время, чтобы спасти умирающий вид».

Кстати, с полетами ВВП не завязал. В этом году он также намеревался продолжить занятия. «Пока в небо еще не поднимались — наверное, некогда, но мы его ждем», — говорит Игорь Валентинович.

Рязанская обл. — Москва.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру