Как спасти Навального. И помиловать Ходорковского

Дело о выеденном яйце

Дело о выеденном яйце
Алексей Навальный

Российская оппозиция, системная и внесистемная, по-прежнему занята мириадами важных и особо важных дел. Например, «Справедливая Россия» последовательно изгоняет из себя самых популярных и ярких политиков, уже не скрывая стремления влиться на неких условиях в Общероссийский народный фронт. ЛДПР забыла даже про номинальную оппозиционность и напропалую голосует за все кремлевские законы, какими бы они ни были. Не теряет времени даром и Координационный совет оппозиции (КСО). Политическая активность совета протекает не на выборах и даже не на улицах с площадями, а в блогах на сайте «Эха Москвы». В приоритетном порядке обсуждаются следующие фундаментальные вопросы:

а) Как надо избирать ответственного секретаря КСО в ситуации, когда прежний ответсек, судя по всему, измученный нарзаном, безвременно ушел в отставку?

б) Надо ли собирать деньги для новой программы Леонида Парфенова на телеканале «Дождь»?

в) Собирается ли эмигрировать экс-чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров? (Хочу заметить, что даже если г-н Каспаров надолго уедет из РФ, это нельзя считать эмиграцией в старом добром смысле слова, т.к. в любой момент никто не мешает ему вернуться на Родину.)

Причем участники полемики внутри КСО, судя по всему, уверены, что перечисленные сюжеты волнуют буквально всех дорогих россиян, сколько-нибудь скептически относящихся к действующей власти. Звучали даже предложения выбирать ответсека общенародно, всеми миллионами живых сторонников Совета.

А тем временем в жизни нашей оппозиции назревает событие действительно весьма существенное. 17 апреля 2013 года в г. Кирове начинается суд над Алексеем Навальным — самым ярким из новых политиков, появившихся на российской политической авансцене за последние четыре года. Многие эксперты, незашоренно рассуждающие о происходящем, да и сам Навальный сходятся во мнении, что известного борца с коррупцией могут взаправду посадить. В тюрьму. По так называемому делу «Кировлеса» — о мистических хищениях ценных пород древесины в Кировской области в бытность г-на Навального советником губернатора региона Никиты Белых. Чтение выложенных в открытый доступ материалов дела не оставляет сомнений, что древесная история не стоит выеденного яйца. Хотя, как мы знаем из российской истории, в нашей старинной стране это обстоятельство еще никому не мешало оказаться за решеткой.

Мегаталантливого суперблогера, на мой взгляд, подвела к цугундеру главным образом осторожность.

К началу 2012 года Алексей Навальный был, бесспорно, главной надеждой оппозиционной политики в современной РФ. Болотная площадь и проспект Сахарова, вспыхнувшие зимним возмущением по части нечестных выборов-2011, закрепили эту роль молодого политика. В течение прошлого года Навальный мог бы конвертировать антикоррупционный словарный запас в набор внятных политических высказываний. Например, создать большую партию (с членской базой до 500 000 человек). И внятно обозначить свои далеко идущие планы именно в публичной политике. Популярность тех времен вполне позволяла ему пойти таким путем. Человека с подобным ресурсом едва ли посадили бы — путинский Кремль тоже бывает подчеркнуто осторожен.

Но Алексей Анатольевич, видимо, решил погодить. В результате к сегодняшнему дню он не шибко продвинулся вперед по сравнению с теми легендарными временами. А может быть, даже сделал пару шагов назад. В общем, на массовые манифестации по случаю возможного ареста Навального в Кремле уже не рассчитывают. Успокоились.

Впрочем, на днях в эфире того же «Дождя» Алексей Анатольевич все же заявил о своих планах стать президентом страны. Хотя это признание за 10 дней до суда и 5 лет до очередных выборов прозвучало в духе старого еврейского анекдота про Рабиновича, пишущего своему брату письмо в Израиль непосредственно из кабинета следователя КГБ: «Дорогой Хаим, наконец-то я нашел время и место тебе написать». К тому же А.А. в качестве основного пункта своей программы обещал посадить В.В.Путина, а это… ну нереалистично, что ли. Хотя можно сказать и жестче. Что до меня, например, то я, конечно, президентские амбиции г-на Навального не поддерживаю — просто потому, что вообще считаю необходимым упразднить пост президента в его нынешнем формате и перейти к парламентской республике (возможно, в виде конституционной монархии).

И все же политический ресурс 37-летнего харизматика еще далеко не исчерпан. И шанс вытащить Навального из мрачной ситуации, как ни странно, есть. Если найдется критическая масса людей — оппозиционеров и сочувствующих, — в этом реально заинтересованных. В принципе кировский процесс вполне стал бы для российской оппозиции моментом истины и оправданием ее текущего муторного существования. Целая группа формальных и фактических оппонентов Кремля может сейчас объединиться вокруг одной главной идеи — защитить Навального. И тем самым обрести второе дыхание.

Оппозиция давно не нуждается в моих советах, а я — в том, чтобы эти советы давать. Именно поэтому, без всякой задней мотивации, я позволю себе изложить некоторые посильные соображения в жанре «заметки потустороннего».

Возьмем, скажем, КСО. Вот кто уж точно должен быть первым на кромке лесного царства. В оставшиеся до суда дни стоило бы все-таки избрать Алексея Навального председателем КСО — чтобы судили уже главного оппозиционера, а не просто «одного из». После чего все члены Совета, среди которых есть люди, весьма известные в широком смысле, могли бы в полном составе выехать в Киров и сидеть там (по-хорошему), пока с Навальным не станет все хорошо или по крайней мере неплохо.

Или Комитет гражданских инициатив (КГИ), объединяющий группу статусных либералов и возглавляемый экс-министром финансов РФ Алексеем Кудриным. Почему бы КГИ вместо изготовления сырых докладов на общие темы не принять трезвое заявление в поддержку подсудимого? А лично Кудрину, который, несмотря на отставку, остается другом и наперсником Путина, не поговорить с президентом о судьбе оппозиционера? ВВП, насколько мне известно, уже однажды прикрыл Навального от кровного гнева человека весьма могущественного — генерала Рамзана Кадырова.

Сюда же — и партия «Гражданская платформа» им. Михаила Прохорова. У ё-мобильного олигарха обширные связи и в Кремле, и в семье покойного президента Б.Н.Ельцина. И если «Платформе» удастся по полной программе вписаться за Навального, Прохоров хоть как-то начнет объяснять избирателям, чем занимается его партия.

Еще: губернатор Белых. Я, конечно, не могу допустить, что босс Кировской области, почему-то считающийся самым либеральным из региональных лидеров, способен напрямую давить на суд. Но это не значит, что он совсем не может влиять на ход процесса. Как большой начальник и просто авторитет местного значения.

Это все я, конечно, размечтался. За минувшие 12 лет я нередко оказывался в сложных ситуациях, в том числе навального толка. Но я не помню, чтобы оппозиция проявляла к моей личной судьбе какой-нибудь внятный интерес.

Остается лишь надеяться, что А.А. куда более ценный член гражданского общества и может на такой интерес рассчитывать. И оппозиционеры не будут долго гадать и высчитывать: а не выгоднее ли им, чтобы коллега отправился в тюрьму и освободил тем самым свято место?

Но, как бы оно ни сложилось, уже очевидно, что антинавальным процессом Кремль не столько решает свои проблемы, сколько создает на свою голову новые. И чтобы как-то уменьшить масштаб проблем, можно было бы сделать очень нехитрый асимметричный ход: помиловать Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.

В конце концов за ближайшие 12–18 месяцев их заключения ничего не изменится.

А облегчение души — оно наступает сразу, как майская гроза.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру