Экскурс в историю Олимпийских игр

История от Евгения Гика

Продолжаем наш «субботний» экскурс в историю Олимпийских игр, который мы завершим в начале 2014 года, как раз перед стартом зимних Игр в Сочи.

 
История от Евгения Гика
Хуан Антонио Самаранч, реформатор Олимпизма

ОЛИМПИЙСКАЯ КОММЕРЦИЯ

Еще Игры в Древней Греции были не свободны от коммерции. Олимпия представляла собой крупнейший общественно-религиозный центр, и ценные дары в ее многочисленные храмы приносили и участники религиозных церемоний, и атлеты, просящие богов о помощи. Древние олимпийские празднества сопровождались пирами и ярмарками. На них съезжалось множество торговцев, которые делились прибылью со жрецами – их главными хозяевами. А участников Олимпиад уже тогда нельзя было назвать любителями. Они серьезно готовились к состязаниям, а победив, получали большие призы, и не только денежные.

Современные Олимпийские игры – серьезное коммерческое предприятие. Они приносят огромные доходы, которые распределяются между МОК и организаторами Олимпиад. Не зря борьба городов за право проведения Игр становится все более ожесточенной. Существует многолетняя практика воздействия на членов МОК, инспектирующих города-кандидаты – в ход идут ценные подарки, взятки и «специальные программы пребывания». Например, есть предположение, что строительство олимпийского музея в Лозанне японскими архитекторами напрямую связано с проведением Олимпиады в Нагано-1988.

Крупнейший скандал разразился перед Солт-Лейк-Сити-2002. Его вызвало получение комиссией МОК огромной взятки от представителей города-хозяина Олимпиады. В результате процедуру выбора изменили, и теперь членам МОК запрещено лично посещать города-кандидаты.

Расходы на строительство олимпийских сооружений и проведение состязаний с лихвой покрываются доходами. Их приносит продажа билетов на соревнования, многочисленных сувениров и олимпийской атрибутики. Значительные суммы поступают от продажи прав на телевизионную трансляцию. После Олимпийских игр большую прибыль продолжают давать построенные спортивные стадионы и залы. Еще один источник – средства спонсоров, крупных международных и национальных корпораций, покупающих право на олимпийскую символику в своей продукции и право на обслуживание спортсменов и рекламу во время Игр.

Олимпиада - это бизнес с огромным денежным оборотом. На одной только продаже прав на их телетрансляцию в период с 2000 по 2008 годы МОК заработал 8 миллиардов долларов. А доходы от проведения Олимпиады в Пекине-2008 составили более 3 миллиардов, и это стало абсолютным рекордом за всю историю.

Даже I современная Олимпиада не смогла обойтись без спонсоров. Специальной комиссией в Афинах руководил греческий принц Константин. Деньги поступали не только от жителей Греции, но также из Лондона, Марселя, Константинополя и других городов, где существовали богатые греческие общины. На средства греческого бизнесмена Георга Авероффа из Александрии был восстановлен древний олимпийский стадион. Одним из спонсоров этой Олимпиады была фирма «Кодак» – под таким названием она существует с 1888 года.

Около десятка шведских компаний купили права на участие в подготовке Игр в Стокгольме-1912. В Антверпене-1920 было столько рекламы, что почти не осталось места для самих Олимпийских игр. В Париже-1924 было разрешено размещать рекламу прямо на олимпийских аренах. В Амстердаме-1928 спонсором Игр стала крупнейшая международная компания «Кока-Кола».

Первые Игры, которые принесли заметный доход, состоялись в Лос-Анджелесе-1932. Организаторы не предоставляли официального отчета, но всезнающие журналисты распространили информацию о прибыли в 1 миллион долларов. В Хельсинки-1952, где дебютировали советские спортсмены, в Оргкомитете существовал специальный коммерческий отдел, который привлек спонсоров из 11 стран. Затем их число постоянно увеличивалось: в Риме-1960 - 46 компаний, в Токио-1964 - 250, в Монреале-1976 - 628 фирм-спонсоров и поставщиков. Тем не менее Игры долгое время считались малодоходным мероприятием, а некоторые даже оказывались убыточными. Хуже всего пришлось Олимпиаде в Монреале-1976 – из-за проблем со строительством олимпийских сооружений убыток достиг миллиарда долларов. Стоит сказать, что для сбора средств здесь впервые провели специальную лотерею – увы, она не спасла Олимпиаду от признания самой убыточной в истории. Но пример не пропал даром – лотерея была успешно использована для подготовки к Олимпиаде в Москве-1980.

В 1978 г. в Москве состоялся первый тираж новой числовой лотереи, получившей название «Международное олимпийское спортлото» (МОС). Она проводилась по инициативе оргкомитета Олимпиады-1980 лотерейными организациями шести социалистических стран, заинтересованных в успешной подготовке московской Олимпиады. Кроме денежных выигрышей от 3 до 10.000 рублей в этой лотерее разыгрывались также путевки на Олимпийские игры в Москве. Всего было проведено восемь тиражей — поочередно в столицах стран-участниц.

Впервые телекомпаниям пришлось платить за трансляцию Игр в Лондоне-1948. А начиная с Токио-1964, когда появилась спутниковая связь, доходы от продажи прав на трансляцию Игр стали основным источником их проведения. И эти доходы постоянно растут, например, телекомпания NBC за право трансляции пяти летних и зимних Игр – с 2000 по 2008 годы - заплатила $3,55 млрд. долларов. (Разумеется, телекомпании не остаются в убытке, в свою очередь выгодно продавая время для рекламы в олимпийских репортажах).

Начиная с Олимпиады в Лос-Анджелесе-1984, спонсоры делятся на три категории: официальный спонсор, официальный поставщик и обладатель лицензии. Категория зависит от объема вложенных средств и четко определяет права, например, только официальным спонсорам разрешается изображать олимпийскую символику на этикетках своей продукции. А в 1985 г. появилась международная олимпийская программа ТОП («Главный Олимпийский Партнер»), привлекающая в число спонсоров крупные международные компании. TOП-спонсоры получили право использовать олимпийский логотип (олимпийские кольца) для рекламы на этикетках своей продукции и право привлекать спортсменов¬-участников Игр для рекламы товаров. Включение в TOП стоит более 5 млн. долларов, такие спонсоры дополнительно предоставляют услуги и товары для организаторов Игр, спортсменов и обслуживающего персонала: «Кока-кола» обеспечивает напитками, «Кодак» печатает плакаты, бейджики и фотографии и т. д.

Конечно, МОК всячески защищает интересы спонсоров. Существуют даже указания о запрете болельщикам появляться на трибунах олимпийских стадионов в одежде или с вещами, на которых изображена торговая марка фирм, не входящих в число спонсоров, особенно если эти фирмы явные конкуренты спонсорских. Впрочем, не известно ни одного случая, чтобы кто-то из любителей спорта был не допущен на стадион или удален с соревнований по этой нелепой причине.

Поскольку коммерческая деятельность противоречила философии Олимпизма, основатель современных Игр Кубертен был противником профессионального спорта, полагая, что все участники должны иметь статус любителей.

В прошлом веке произошла целая серия скандалов поистине олимпийского масштаба, связанных с участием в Олимпиадах спортсменов-профессионалов. На Играх 1900 г. выступали и профессионалы (например, в борьбе, фехтовании), вручались денежные призы. Но потом началась серьезная борьба с профессионализмом. Первой жертвой стал герой Олимпиады 1912 г. легкоатлет Джим Торп из США. Он был обвинен в нарушении статуса любителя и лишен золотых медалей в пятиборье и десятиборье за то, что когда-то играл в полупрофессиональной бейсбольной команде. А в Лос-Анджелесе-1932 в нарушении статуса любительства были обвинены два великих бегуна - финн Пааво Нурми и француз Жюль Лядумег.

Требование о любительстве всегда старались обойти. Спортсменам выплачивались премии, выделялись средства на подготовку к Олимпиадам, у многих были личные спонсоры. Пожалуй, самыми «ловкими» были в течение многих лет представители СССР и социалистических стран: существовала целая система фиктивного любительства, когда спортсмен числился на работе, но ходил туда только за зарплатой.

Прошли годы, и МОК сумел увязать олимпийскую хартию и коммерцию. Огромную роль в этом сыграл Хуан Антонио Самаранч, занимавший пост президента МОК самый длительный период - 1980-2001 гг. Его называют реформатором Олимпизма: Самаранч не только положил начало эпохе больших прибылей, но и в 1992 г. официально разрешил спортсменам-профессионалам участвовать в Играх. А в 1995 г. из олимпийской хартии вообще было исключено понятие любительского и профессионального спорта.

(продолжение следует)

Сюжет:

Подготовка к Сочи-2014

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру