Вечные пробки «Дня без автомобилей»

Злоба дня

Злоба дня

Погоды нынче стоят такие, что хороший хозяин собаку на улицу не выгонит. А между тем 22 сентября в Москве — «День без автомобиля». Правда, качество праздника в этом году решили компенсировать количеством: горожанам предложили кататься на велосипедах всю неделю с 19 по 24 сентября. Этим распиаренный «День без автомобиля», о котором разве что из утюга не вещают, и должен ограничиться.

Создатели первого такого праздника, а было это в 1973 году в Швейцарии, в своих порывах руководствовались отнюдь не желанием спасти природу: в стране был топливный кризис, и власти попросили граждан отказаться от машин. И понеслось: в 1997 году Великобритания провела первую общенациональную акцию. Москва слегка опоздала: к мировому сообществу мы присоединились только в 2008 году. Попробовали: получится или не получится? Не получилось. Хотя и власти отрапортовали о целых 200 дополнительных автобусах в городе, и москвичам объяснили, что природу надо беречь хотя бы раз в году. Не поняли, видимо: Москва «тормозила» в пробках на 9 баллов.

В 2009 году чиновники решили научить нас экологическим манерам на собственном примере. В метро спустились тогдашний главный архитектор, префекты разных округов... Любовь к природе проснулась, естественно, не сама. Пробудиться ей помог мэр города, который и распорядился провести акцию. Но я не сомневаюсь, что сознательность эта на следующий день прошла как страшный сон. И сели чиновники в свои служебные машины, и покатили на работу с мигалками и с комфортом.

А что москвичи? Простым смертным в тот день сделали царскую скидку на проезд: 50%. Платить нужно было смешные по нынешним меркам деньги, всего-то 10 рублей. Только пробки по-прежнему были в полную силу — 7 баллов. Как, впрочем, и во все остальные годы.

— По данным статистики Яндекс.Пробок, день отказа от автомобиля не влияет на загруженность дорог Москвы, — рассказал аналитик сервиса Леонид Медников. — За последние три года, когда 22 сентября приходилось на будний день, лишь в 2014 году средняя загруженность в эту дату была ниже среднесентябрьской — на дорогах столицы было свободнее на 0,9 балла. Однако это, скорее всего, было связано с тем, что 22 сентября пришлось на понедельник — обычно самый свободный день недели. Если сравнить со средней загруженностью понедельников в сентябре 2014 года, то окажется, что 22-го числа было лишь на 0,3 балла свободнее.

Дальше — больше. Скидку на проезд решили сохранить, менялась только цена. 12 рублей в 2010-м, 13 — в 2011-м. В 2012-м решили, что жирно всем горожанам ездить почти бесплатно. Выход из ситуации нашли красивый: скидка еще осталась, но получить ее можно было, приобретя специальный билетик. Билетиков на многомиллионную Москву выпустили 140 тысяч. Широко живем. Через год, правда, одумались, выпустили 300 тысяч билетов.

А потом одумались совсем. С 2014 года скидку на проезд в общественном транспорте в «День без автомобиля» отменили. Покатались, и хватит. Нет, вся остальная атрибутика в виде чиновников, рискнувших спуститься с небес на землю, извините, в метро, — осталась. И уговаривать, и рекламировать меньше не стали. И даже новую идею придумали. Совместить приятное с полезным: акции «На работу на велосипеде» и «День без автомобиля». Заметили, как отказ от авто стал ассоциироваться с предложением сесть на двухколесного коня и помчаться в офисные дали?

В этом году от праздника остались рожки да ножки: работникам Дептранса посоветовали добираться до службы на велосипеде (бедные!), а для пущей мотивации — закрыли парковку рядом с ведомством. Остальные же москвичи о нем толком и не знали: рекламная кампания в этом году была чуть больше, чем никакая.

Мнение москвичей с годами не изменилось: кому он в столице нужен, этот «День без автомобиля»? Механическое повторение европейских акций не делает организаторам чести. Как говорится, заставь дурака богу молиться, а он тебя заставит пилить на работу на велосипеде под ливнем в +10 градусов.

Да и смысл вовсе не в бездумном копировании. «Он в том, чтобы изменить сознание людей, их транспортные привычки, — говорит руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский. — Внедрить в их умы мысль, что автомобиль не такая уж насущная необходимость. Они задумаются о том, что можно ехать на велосипеде, общественном транспорте, воспользоваться каршерингом, такси, наконец, просто пройтись пешком».

Господа автомобилисты, какие условия вам нужно создать, чтобы вы променяли любимое авто на автобус, признавайтесь? Как минимум бесплатный проезд на всем общественном транспорте. Так делают во всем мире, и не беднеют ведь от одного дня! Как минимум нужны дополнительные автобусы и маршрутки с уменьшенным интервалом движения. Что уже маловыполнимо, у нас и без этого маршрутку иногда не дождешься, а дождешься — не влезешь.

Но площадь Москвы — 2,5 тысячи квадратных километров. Будапешта, к примеру, — в пять раз меньше. О численности и климате как-то и говорить неудобно. Поэтому нужно просто понять, что и «На работу на велосипеде», и «День без автомобиля» — чудесные в своем смысле акции. Важные, нужные, полезные. Но их физически нельзя провести в российской столице! Допустим, отправится клерк из Новогиреева на работу в Бутово на велосипеде. Допустим, он даже доедет. А переодеться? А, извините, помыться? Думается мне, большинство офисов вообще к этому не приспособлено. Погода и масштабы города отбивают всякое желание пересаживаться куда-либо.

Если же вместо велосипеда город пересядет на трамваи, троллейбусы и метро, то все вышеперечисленное встанет в одной гигантской пробке. И двумястами дополнительными автобусами тут не отделаешься. В итоге чиновники сами, похоже, поняли, что городу такой праздник не нужен, а значит, и тратиться на его проведение не имеет смысла. Осталось только для проформы объявить в новостях, заставить очередного беднягу-чиновника трястись в автобусе. Да, и про парад велосипедистов не забудьте. Куда же без него.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру