Особенности национального рабства

Злоба дня

Злоба дня
Рисунок Алексея Меринова

2 декабря Всемирный день борьбы с рабством.

Согласно Докладу о рабстве в современном мире (Global Slavery Index 2013), подготовленному австралийским правозащитным фондом, по абсолютному числу рабов Россия занимает 49-е место.

Рабство в современном понимании — это такое состояние или статус личности, при котором он превращается в чью-то собственность, и с ним можно делать все, что делают с собственностью. Можно купить, продать, обменять, а если захочется, уничтожить.

Рабство может принимать разные формы и иметь разные причины. Люди могут становиться рабами из-за долгов. Из-за того, что их против воли вынуждают вступить в брак. Из-за того, что они по рождению принадлежат к определенной социальной группе. Из-за того, что их лишают документов и помещают в такие условия, из которых нет выхода, и они под страхом и принуждением вынуждены делать то, что сами делать не хотят.

По данным Доклада о рабстве, всего на планете сейчас проживает около 30 млн рабов. 540 тысяч из них — в России. Но есть серьезные основания полагать, что на самом деле их значительно больше.

Рабство скрыто от свободных людей. Лишь по чистой случайности не так давно стало известно, что в подвале подмосковного магазина держали в рабстве женщин из Средней Азии. Но если это делалось в одном месте, значит, и в других возможно то же самое. И, зная наши реалии, можно утверждать, что оно не только возможно. Оно действительно широко практикуется.

Трудовых мигрантов привозят в Россию по линии национальных диаспор. Их же земляки, занимающиеся поставкой рабочей силы, забирают у них паспорта. И что там дальше с ними творится — неизвестно. Человек без паспорта и без денег не может ни в полицию пойти, ни уехать домой. Он превращается в самого настоящего раба. И сколько у нас их сейчас, таких рабов, — не сосчитать. Полмиллиона небось только в Центральной России. А по стране наверняка в разы больше.

Характеристики, которыми описывается в Докладе о рабстве, соответствуют не только положению трудовых мигрантов, но и заключенных в российских тюрьмах. В письме Надежды Толоконниковой из мордовской колонии, которое вызвало в сентябре скандал, говорится именно об этом: заключенных вынуждают работать по 16–17 часов угрозами наказания, а спят они в лучшем случае 4 часа. «Я требую относиться к нам как к людям, а не как к рабам», — написала Толоконникова, и проверявшие ее письмо члены Президентского совета по правам человека сочли, что у нее были для таких требований все основания.

Срочная служба в Российской армии до недавнего времени тоже по сути являлась рабством. Командиры относились к солдатам как к собственности, заставляя работать на себя. А уж как их использовали в чеченских войнах, отправляя под пули только ради того, чтоб у врага поменьше осталось пуль, — про это страшно даже вспоминать.

Как ни горько, но надо признать, что множеству россиян вообще свойственно относиться к человеку, который находится в его власти, как к своей собственности. И как только у этого свойства появляется шанс проявить себя, оно тут же вылазит наружу. Везде. Даже в семейной жизни — пускай не рабством, но диким каким-то домостроем.

Чем объяснить такие «особенности национальной охоты» друг на друга? Тем, что крепостное право было отменено всего полтора века назад? Или тем, что при коммунизме государство целенаправленно культивировало в людях рабскую психологию?

Этот вопрос ждет ответа исследователей. Что же касается Доклада о рабстве, подготовленного австралийскими правозащитниками, то там утверждается, что рабство просто-напросто напрямую связано с коррупцией. Чем выше в стране коррупция, тем больше рабства. И в этом, похоже, есть своя правда.

В прошлогоднем рейтинге самых коррумпированных стран, по данным Transparency International, Россия заняла 133-е место из 174 (чем ближе к концу списка, тем выше коррупция).

В рейтинге по количеству рабов на 1000 человек населения, составленном авторами Доклада о рабстве, представлены 162 страны. Страны, где рабов больше, здесь занимают верхние строчки. Россия на 49-м месте — то есть примерно там же, где по коррупции. Замыкаем худшую треть.

Тем не менее и по коррупции, и по рабству в мире есть больше сорока стран, которые еще хуже нас. Это хорошая новость.

Но все-таки больше ста стран — лучше. И это — плохая.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру