МК АвтоВзгляд Охотники.ру WomanHit.ru

Московские центральные диаметры: соединяя города

Радиальные направления железных дорог превратят в наземное метро

Мегаполис — организм, который не может жить без транспорта. Причем транспорта постоянно обновляющегося и развивающегося. Москва, конечно же, не исключение: каждый год в российской столице строятся новые станции метро, запускаются новые автобусные маршруты, обновляется подвижной состав. В прошлом году москвичам подарили новую линию наземного метро — Московское центральное кольцо. Оценку ему дали сами горожане — только за первый год работы им воспользовались около 100 миллионов пассажиров. На очереди новый, намного более масштабный проект — Московские центральные диаметры: соединенные между собой радиальные направления железных дорог. Проект уже одобрил лично президент Владимир Путин.

Фото: агн москва

Проект железнодорожных диаметров — по своему размаху невиданный со времен электрификации Московского узла в середине прошлого века. Необходимость в подобной реструктуризации пригородного железнодорожного движения назрела уже давно, но лишь сейчас при помощи мэрии Москвы удалось начать воплощение этого плана. Новая система Московских центральных диаметров станет совместным проектом мэрии Москвы и РЖД и будет полностью интегрирована в столичную транспортную сеть.

— С РЖД мы придумали схему, которая бы соединила разрозненные куски пригородных железных дорог и создала сквозные диаметры, — объяснил на встрече с президентом России мэр Москвы Сергей Собянин. — На примере Белорусского и Савеловского направлений можно увидеть, что, по сути дела, создается новая наземная ветка метро протяженностью около 50 км, которая будет перевозить 42 млн человек.

О чем идет речь: сейчас, чтобы жителю города Подольска добраться до города Нахабино, нужно потратить почти три часа: доехать на электричке до Курского вокзала, там пересесть на новую электричку... Да, есть и прямые рейсы, но ходят они столь редко, что подстроиться обычно не получается. Еще один пример — поездка из Лобни в Одинцово. Сейчас на это уходит полтора часа (в лучшем случае, электрички ходят редко). В итоге людям приходится делать по три пересадки. А что, если связать два этих направления так, чтобы поезда в центре города не разворачивались, а шли прямо? И чтобы ходили они не раз в три часа, а как в метро, с интервалом в несколько минут? Тогда путь от Лобни до Одинцова займет меньше часа, и не придется вообще делать пересадок. Это и есть радиальные направления, о которых рассказали президенту.

Плюс нового проекта очевиден — рельсы, грубо говоря, уже лежат, строить новые пути не нужно.

— Если бы мы построили такую ветку под землей, понадобилось бы 250 миллиардов рублей и годы, а наземную ветку можно сделать за год-полтора, затратив минимальные ресурсы, — объяснил столичный градоначальник. — И можно создать таких направлений от 5 до 15 в течение 5 лет. Этот проект изменит вообще всю ситуацию в Московском транспортном узле. Им будут пользоваться до 300 миллионов пассажиров, на 10–12% разгрузится весь транспорт.

Готовящийся проект можно назвать наземным метро. Может, с первого взгляда это и не совсем похоже на привычную нам подземку — но ведь и существующее Московское центральное кольцо радикально отличается от движения электричек. Новые удобные и самые современные «Ласточки», летающие каждые десять минут, удобные пересадки на метро — это новый для столицы вид транспорта, гибрид электричек и подземки. К слову, и МЦК тоже делали не из воздуха: авторы проекта переделывали уже существующую железнодорожную инфраструктуру Малого кольца Московской железной дороги — МКЖД, приспособив ее под общественный транспорт. Да, работ было много — от перекладки полотна до обустройства станций, но это все выгоднее, чем строить с нуля. И хотя прошло всего-то чуть больше года, многие москвичи уже и не могут представить столицу без ее второго кольца.

— Проект Московских центральных диаметров позволяет не просто улучшить транспортную ситуацию в Московском регионе, но и решить одну из основных проблем московского транспорта, — считает Александр Морозов, директор по транспортному планированию и прогнозированию центра экономики и инфраструктуры. — Эта проблема — перегрузка метро. Если бы мы обычными способами попытались ее решить, нам пришлось бы построить еще одну систему метро. А это еще несколько десятилетий и немыслимые деньги. Конечно, такой вариант никого не устраивает. Но у нас в городе есть огромный резерв рельсового транспорта — это сеть железных дорог, которая по протяженности примерно такая же, как линии метро. При этом провозная способность железной дороги в полтора раза больше, потому что поезд имеет ширину 3,5 метра, не 2,7 метра, как вагон метро. И длина электропоезда — не 8 вагонов, а до 12. Получается, что эти поезда вдвое вместительнее, и в 1,5 раза больше пассажиров могут проехать по этой линии в час с комфортными условиями. На примере МЦК мы хорошо видим, какой уровень комфорта может обеспечить железная дорога, оборудованная по современным стандартам.

Фото: Иван Скрипалев

Транспортные связи, которые образуют пригородные поезда, традиционно слабее, чем связи, которые дает метро. Грубо говоря, одно дело жить у станции метро, другое — у платформы, где ходят электрички. Если подтянуть электрички до стандартов метро — транспортная связность мегаполиса станет намного больше.

— У меня только в этом году построили дорогу, соединяющую Западное и Восточное Бирюлево, — рассказывает Александр Шумский, руководитель экспертного центра «Пробок.нет». — Пока ее не было, в соседний район было попасть дольше и труднее, чем в центр города. Так же и с прилегающими городами-спутниками: Подольск, Одинцово, Реутов. Сейчас все они фактически имеют только один путь сообщения — к центру. Если будут создаваться другие пути сообщения, то будут потихоньку перестраиваться и места приложения труда. Такое решение — огромный шаг к децентрализации Москвы, прихода дополнительных рабочих мест за МКАД. На рубль вложения получаем пять рублей эффективности.

По такому пути уже пошли в других мировых мегаполисах, заверяют эксперты-транспортники. Самый яркий пример — Париж. Во французской столице уже несколько десятилетий действует система городских и пригородных железных дорог RER. В Берлине подобная сеть называется S-Bahn, аналоги есть в Вене, Бомбее и других крупных городах.

— Последнее из моих путешествий в Париж — где в центре города садишься и выходишь без пересадок, как в районе подмосковного Чехова, — продолжает Шумский. — Я ездил из центра города в Диснейленд, это час езды от границы города. У нас в этом случае можно будет сесть на «Павелецкой» или «Белорусской» и уехать на границы области. Эти железные дороги есть и сейчас — но дело не в самих рельсах, а в стандартах обслуживания пассажиров. Почему в том же Бирюлеве, имеющем свою железнодорожную станцию, так давно просят построить им метро? Потому что электрички — это большие интервалы, это отсутствие кондиционеров и тому подобное. Не тот комфорт. А проект центральных диаметров подразумевает радикальное повышение комфорта. После чего железная дорога становится полноценным городским транспортом — МЦК тому доказательство.

— Наземные железные дороги примерно в полтора раза превосходят обычное метро по провозной способности, — поясняет Александр Морозов. — В нашем метро максимальный размер поезда — 8 вагонов шириной до 2,7 метра, а на железной дороге — 12 вагонов шириной до 3,5 метра. Это большая разница — в два раза по вместимости вагонов. И поэтому даже с учетом увеличенных (4–5 минут по сравнению с 1,5 минуты в метро) интервалов провозная способность выше. Увы, стандарты нашего метро, заложенные в 30-е годы ХХ века, устарели, и нет смысла строить под землей, когда буквально за 5 лет можно подтянуть под метрополитеновский стандарт радиальные линии электропоездов. А уже потом подумать о том, чтобы соединить радиусы под центром, причем прорыть придется не 40 километров, как в случае новой линии метро, а всего 8–10. Три линии по 8 километров принципиально разгрузят метро, оно станет пустым после этого!

Фото: Иван Скрипалев

Стартует проект уже в следующем году. На первом этапе повезет жителям Лобни и Одинцова — Московский центральный диаметр-1 соединит их города через Долгопрудный и Сколково. Линия протяженностью 50 км свяжет Белорусское и Савеловское направления.

546 тысяч жителей Лобни, Одинцова, Долгопрудного и Сколкова смогут сильно сэкономить на времени своих поездок (дорога сократится на 40 минут) и перемещаться с комфортом. Кроме того, открытие новой ветки разгрузит почти на 5% улично-дорожную сеть, на 25% — центральные вокзалы (еще бы, людям не придется делать утомительные пересадки и бесконечно долго ждать электрички).

Вторые на очереди — жители Подольска и Нахабина. Тут открытие нового маршрута сократит дорогу между двумя городами в 1,8 раза — всего до 1 часа 40 минут. Воспользоваться ею смогут 695 тысяч жителей Нахабина, Подольска и Красногорска. Вокзалы в этом случае разгрузятся на 15%, а метро — почти на 9%.

Интересно, что если бы власти решили протянуть из Лобни в Одинцово обычную ветку наземного метро, то потратить на это пришлось бы 250 миллиардов рублей. А так она будет стоить всего 8 миллиардов, а дорога из Подольска в Нахабино — 12 млрд. Всего может появиться минимум пять линий, общая стоимость которых составит 40 млрд рублей. Первые направления откроют уже в ближайшие 1–1,5 года. Над остальными будут работать порядка пяти лет.

— Наземную ветку можно сделать в течение года-полутора и, по сути дела, затратив минимальные ресурсы, — заявил мэр Москвы. При этом стало известно, что Москва и РЖД поделят расходы пополам. — Мы вместе тратим на доработку инфраструктуры для обеспечения перевозок, — заключил Собянин. И, как мэр заверил президента, новых вливаний из федерального бюджета не потребуется.

Для реализации нового проекта нужно будет усилить все радиальные направления, организовать связи между столичными вокзалами — существующая железнодорожная инфраструктура вполне готова для реализации смелых планов.

Как заявляют в мэрии, две первые ветки будут обслуживаться по всем стандартам Московского центрального кольца: современные поезда, курсирующие с интервалом в 6 минут. В целом проект позволит разгрузить транспорт столицы на 12%.

Получайте вечернюю рассылку лучшего в «МК» - подпишитесь на наш Telegram

Самое интересное

Фотогалерея

Что еще почитать

Видео

В регионах