- Юрий Николаевич, до нынешнего президентства Дональда Трампа имя Джей Ди Вэнса на слуху, мягко говоря, особо не было. И вот – вдруг. Как он оказался на Олимпе большой политики?
- Это был тернистый, но, надо признать, весьма успешный и удивительно быстрый путь. Ему всего 41 год, а он уже – вице-президент США. Можно сказать, Вэнс – воплощение американской мечты, когда любой чистильщик ботинок может стать миллионером, если приложит некие усилия.
- Но ведь Вэнс – не чистильщик?
- Нет, конечно. Но он и не из аристократических наследников «старых» денег, как, впрочем, и «новых». Вообще никаких. По праву рождения ему особо ничего не светило.
- Трудное детство, деревянные игрушки?
- Ему, скажем так, пришлось не просто. Мальчик родился в 1984 году в Мидлтауне, штат Огайо. Средний Запад, американская глушь. И звали его по-другому — Джеймс Дональд Боумен. Американские СМИ, да и он сам признают, что его детство нельзя назвать счастливым — его отец, Дональд Боумен, ушел из семьи, когда он был еще совсем ребенком. В своих мемуарах Вэнс рассказывал, что отец отдал его на усыновление (отчимом), когда ему было шесть лет: «На следующие шесть лет он стал своего рода призраком. У меня мало воспоминаний о жизни с ним. Я всегда чувствовал, что он любит меня, когда проводил с ним время, поэтому то, что он «больше не хочет», чтобы я был его сыном, как говорили мне мама и бабуля, шокировало меня. Меня заменили — у него появилась новая семья, с женой и двумя маленькими детьми».
Вэнс рос с матерью, бабушкой и периодически сменявшимися отчимами — Беверли Эйкинс была замужем пять раз (сам Вэнс упоминает о пятнадцати отчимах). Когда его мать вышла замуж третий раз, ее муж, Боб Хэмел, усыновил мальчика. Поменялась не только фамилия, но и второе имя: вместо Джеймса Дональда Боумена мальчик стал Джеймсом Дэвидом Хэмелом.
Беверли сделала это не просто так — она хотела стереть любые воспоминания о существовании отца Джеймса. Ей хотелось сохранить букву «Д», так как к тому времени все уже называли мальчика Джей Ди, поэтому она выбрала второе имя в честь своего старшего брата Дэвида.
В мемуарах много историй про мать. Например, Вэнс пишет о том, как та часто обвиняла детей в своих несчастьях и била их. Однажды, разозлившись на что-то, она разогнала машину, в которой ехала с сыном, обещая убить и его, и себя. Беверли работала в больнице медсестрой, но из-за ее пристрастия к наркотикам потеряла лицензию и возможность работать. Когда зависимость Беверли достигла своего пика, Джеймса отдали в приемную семью (ему было 12 лет), а затем мальчик переехал жить к бабушке и дедушке — Бонни Блэнтон и Джеймсу Вэнсу, чью фамилию он в итоге и взял.
- Вэнса воспитала бабушка?
- Типичная история – я знаю много очень достойных и успешных в дальнейшем людей с такой судьбой. По словам Вэнса, именно благодаря бабушке он стал тем, кто он есть, — она любила и поддерживала внука. Забота и обеспеченность всем необходимым, которые создала ему бабушка, позволили парню нормально окончить школу и получить дальнейшее образование. Что характерно, Вэнс продолжил общение и с матерью, Беверли Эйкинс, когда ей удалось избавиться от зависимости.
- Как Вэнс вошел во взрослую жизнь?
- Очень достойно, по-мужски, – он в 19 лет вступил в Корпус морской пехоты США. Прослужил четыре года, причем в 2005-м его направили в Ирак в качестве военного корреспондента. Там он служил в отделе по связям с общественностью и в боевых действиях не участвовал. По окончании службы получил положенные медали, затем вернулся в Америку и поступил в университет. Это обычная практика. Если ты бедный и не имеешь денег на учебу, то идешь в армию, а, отслужив и заработав деньги на обучение, получаешь еще и льготы — Пентагон платит отслужившим студентам стипендию. В США армия — хороший социальный лифт для американцев из бедных семей.
- Вы несколько раз упомянули, что Вэнс написал мемуары. Не рановато ли для столь молодого возраста? О чем он мог поведать «городу и миру»?
- О себе любимом. Тут опять он должен сказать спасибо родной американской армии – именно там он понял, поработав военкором, что умеет как-то складывать слова в предложения. И в 2016 году 32-летний Вэнс опубликовал мемуары «Элегия деревенщины. История жизни одной семьи в условиях кризиса» — о своем детстве и взрослении в бедности. Вот ее я и цитировал. Книга неожиданно стала бестселлером, ее даже выпустило американское издательство Harper, с двухвековой историей, публиковавшее когда-то рукописи Марка Твена, Теодора Драйзера и других классиков. Более того, в 2020 году по этой книге сняли фильм «Элегия деревенщины». Так пришла слава.
- Судя по дальнейшей биографии Вэнса, университет тоже оказался для него хорошим социальным лифтом…
- Не просто хорошим – уникальным. Тут – особый случай. Вэнсу сказочно повезло: волей судьбы, он закончил юридический факультет элитного Йельского университета* (признан в РФ нежелательной организацией – «МК») — известной кузницы кадров для американского истеблишмента.
- Что тут такого особо судьбоносного?
- Сразу оговорюсь: я не сторонник теории заговоров и прочей конспирологии. Но, все-таки: именно в Йеле* в 1832 году было основано закрытое общество «Череп и кости», членство в котором всегда было залогом успешной политической, военной и бизнес-карьеры в США. Кроме того, в Йеле* были и другие тайные общества-ответвления («Свиток и ключ», «Волчья голова»), тесно связанные друг с другом и слегка между собой конкурирующие. В их историю и взаимоотношения сейчас углубляться не будем.
Тем не менее, о влиянии Йельского университета* на политическую жизнь Америки, и, особенно, тайного общества выпускников «Череп и кости», написано немало книг и статей. Можно, конечно, отмахнуться от этого и сказать, что все это либо сказки, либо дела давно минувших дней. Но как тогда объяснить кадровую ситуацию в администрации, скажем, Байдена?
Вот выдержка из книги POLITICO's West Wing Playbook (2023), путеводителя по людям и центрам власти в администрации Байдена: «Из 140 юристов в Белом доме 36 имеют дипломы Йельской* юридической школы, больше, чем любого другого юридического учебного заведения. Эта цифра не включает десятки выпускников Йельской* юридической школы, которые были назначены на должности в агентствах во время администрации Байдена.
Плотность юристов Йельского университета* в кампусе Белого дома стала своего рода шуткой среди некоторых сотрудников, которые говорят, что трудно зайти в комнату, не наткнувшись хотя бы на одного выпускника.
Нередко выпускники лучших юридических школ занимают престижные должности в Белом доме (в администрации Обамы также было много выпускников Йельского университета*). И не только демократы имеют связи с этим учреждением. Республиканские законодатели могут сетовать на элитарность выпускников «Лиги плюща» (тайное объединение выпускников восьми университетов США, где Йельский* (!) играет ведущую роль), но многие из них сами являются его выпускниками».
- Называются конкретные имена?
- И еще какие: «Среди старших сотрудников Байдена, которые учились в Йельском* на юридическом факультете, были советник по национальной безопасности Джейк Салливан, заместитель советника по национальной безопасности Джон Файнер и старший советник и секретарь по кадрам Нира Танден.
Это не просто лидерство. Многие из младших сотрудников также учились на юридическом факультете Йельского университета*. Конечный результат — не просто персонал Белого дома, сформированный удивительно похожим образовательным воспитанием, а закрытая кадровая экосистема, в которую посторонним становится все труднее проникнуть.
До президентства Байдена в высших эшелонах администрации президента Дональда Трампа было больше выпускников Йельского университета*, чем у любого другого президента за последнее время.
Среди них: министр финансов Стивен Мнучин, выпускник 1985 года, который работал в инвестиционной компании Goldman Sachs, а затем основал собственные финансовые институты, прежде чем стать председателем финансового комитета кампании Трампа; Уилбур Росс, выпускник 1959 года, министр торговли; Бен Карсон, секретарь Департамента жилищного строительства и городского развития, выпускник 1973 года; Джон Болтон, третий советник Трампа по национальной безопасности; Алекс Азар II, выпускник юридического факультета 1991 года, министр здравоохранения и социальных служб; директор ФБР Кристофер Рэй, окончивший Йельский* колледж в 1989 году и Йельскую* школу права в 1992 году. Он сменил Джеймса Коми.
Три выпускника Йельского университета* также работали в ныне несуществующем Стратегическом и политическом форуме Трампа: Стивен Шварцман, выпускник 1969 года, получивший степень магистра делового администрирования в Гарварде и ставший соучредителем Blackstone Group; Дэниел Ергин (1968) и Джеймс Макнерни (1971).
И это далеко не полный список. Так, через «Череп и кости» прошли, например, экс-президенты Билл Клинтон, отец и сын Буши, а также экс-госсекретарь Джон Керри, проигравший Бушу-мл. президентские выборы 2004 года. Одни из Республиканской партии, другие — демократы. Для «Черепа и костей» это без разницы.
- Как говорится, внушает. Вэнс тоже был в этой организации?
- Не факт. Информации о членстве Вэнса в «Черепе и костях» в открытом доступе не найдены (опять же, туда не принимались автоматически все студенты). Однако взлет его политической карьеры невозможно назвать случайным — это явно не в традициях политической системы США. При этом имеет смысл обратить внимание и на женитьбу Вэнса.
- Что не так с женитьбой?
- Как раз наоборот – все так! Его супруга – тоже выпускница Йельского университета* и, судя по информации от других выпускников, была идеологом молодежных объединений этого учебного заведения в период учебы.
- Удачно женился?
- Не просто удачно – счастливо.
Со своей женой, Ушей Вэнс (в девичестве — Чилукури), Джеймс познакомился во время учебы в том же Йеле* в 2013 году. Ее родители — профессора Криша и Лакшми Чилукури, оба — иммигранты из Индии. Молодые люди поженились уже спустя год. Как и Вэнс, Уша строила юридическую карьеру — сначала работала помощницей окружного судьи Бретта Кавано, затем — помощницей председателя Верховного суда США. С 2019 года по июль 2024 Уша Вэнс трудилась в юридической фирме «Munger, Tolles & Olson LLP». В мемуарах Вэнс рассказал, что жена очень поддерживала его на протяжении всего пути. В начале отношений он боялся рассказывать ей правду о своем прошлом и о том, что его мать — наркоманка, но когда сделал это, не пожалел, так как после этого их отношения стали еще ближе. У пары трое детей: старший сын, Эван, родился в 2017 году, средний Вивек - в 2020 году, а младшая дочь, Мирабель — в 2021 году.
В общем, дай им Бог.
- Как Вэнс попал в политику?
- Свою политическую карьеру он начал еще в 2013 году, начав работу помощником сенатора. За 12 лет Вэнс сменил несколько направлений — работал в суде, занимался венчурными инвестициями и пытался решить проблему наркозависимости населения. Забавный факт — в 2016 году, в разгар предвыборной кампании Дональда Трампа, Вэнс был одним из его ярых критиков, несмотря на то, что они состояли и состоят в одной партии.
- В бизнесе он преуспел?
- Более-менее. Венчурный бизнес, если очень просто, – это рискованные инвестиции в стартапы с высокими технологиями. В США это – Кремниевая долина. Не буду описывать все перипетии пути Вэнса-бизнесмена, но именно в Кремниевой долине его заметили серьезные люди. Что и определило его дальнейшую судьбу.
- Что за люди?
- Тут надо вспомнить: Вэнс пошел в политику в 2021-м, решив выдвинуться на пост сенатора от родного штата. И вот тут — самое интересное: его поддержал бизнесмен Питер Тиль, пожертвовав аж 15 миллионов долларов на избирательную компанию Вэнса. Более того, именно Тиль впервые представил Вэнса Трампу в своем гольф-клубе Мар-а-Лаго в Палм Бич.
А надо напомнить, что Питер Тиль — сооснователь платежной системы PayPal и автор множества стартапов, инвестор-миллиардер, коммерческий партнер ЦРУ и ФБР, член руководящего комитета Бильдербергского клуба.
Он не скрывает своей нетрадиционной ориентации, называет себя либертианцем. Еще он – заядлый толкиенист. Он даже финансировал создание проекта строительства в открытом море, на одном из островов, нового государства — «вне юрисдикции какой-либо страны, а его жители получили бы свободу от налогов, законов и морально-нравственных ограничений». Тиль планировал в 2025 году провести «олимпиаду на анаболиках». И вдруг вложился в консервативного Вэнса. Тот, в свою очередь, «переобулся», извинился перед Трампом за сказанные про него гадости, подружился, а потом даже стал вице-президентом. Но «уши» Питера Тиля над Вэнсом все-таки торчат. Вообще, Вэнса поддерживают многие богатые и влиятельные люди. Например, Илон Маск, открыто называя его будущим президентом, как, кстати, и Дональд Трамп-младший.
- Чей же Вэнс проект?
- Тиль, и Маск — два бизнесмена, оба работают в сфере высоких технологий, оба создатели мощных стартапов. И оба поддержали республиканцев. Тиль, хоть и яркий представитель Кремниевой долины, которая традиционно за демократов, понимает, куда сейчас дует ветер. А ветер дует в сторону американской перестройки.
Вэнс — ставленник новой американской промышленности. Прежде всего — ИT-индустрии. Не зря ведь в него вложились дельцы из Кремниевой долины. Приход Трампа и Вэнса — это попытка реванша со стороны промышленных элит США, которых финансисты-демократы хотят оставить за бортом. Так получилось, что большую часть тяжелого промышленного производства Штаты вывели в Китай. Микроэлектронику — в Тайвань. Программирование — в Индию. Еще немного, и промышленности в США не останется. А нет промышленности — нет величия. Невозможно быть великими только за счет долларов, особенно если учесть, что мир плавно от них уходит. А тут Дональд Трамп вдруг сразу выделяет целых 500 миллиардов долларов на развитие ИT-отрасли, рост числа рабочих мест и отчисления налогов в бюджет. Поэтому старая американская промышленность, типа «Боинга», и новая американская промышленность в лице ИT-гигантов, вроде «Гугла», поддержали Трампа и Вэнса, потому что это их шанс выжить.
- Чего ожидать от Вэнса?
- Полной и даже жесткой поддержки Трампа сейчас и продолжение его политики в будущем, когда - и если! - в 2028 году он станет президентом США. Благодаря Вэнсу, Трамп действительно обеспечил преемственность в своих начинаниях, ведь те реформы, которые он затеял, в один президентский срок воплотить вряд ли удастся. Например, избавиться от гигантского госдолга. Где-то я увидел забавное сравнение: мол, Вэнс для Трампа - это как Сталин для Ленина.
- То есть, Вэнс поддерживает позицию Трампа по отношению к России и Украине?
- Безусловно. Сразу оговорюсь: это вовсе не означает, что Вэнс – друг России. Собственно, как и Трамп. Просто сегодня так надо. Редактор The National Interest Джейкоб Хайльбрунн констатировал: «Что касается внешней политики, Вэнс является верным толкователем принципов «Америка прежде всего». Трамп выбрал того, кто не испытывает никаких угрызений совести по поводу прекращения американской поддержки Украины. Вэнс записал, что «Белый дом неоднократно заявлял, что не может вести переговоры с президентом России Владимиром Путиным. Это абсурд. У администрации Байдена нет жизнеспособного плана для украинцев, чтобы выиграть эту войну. Чем раньше американцы поймут эту правду, тем скорее мы сможем исправить этот беспорядок и выступить посредником для мира».
В одном из интервью Вэнс заявил: «В интересах Америки признать, что Украине нужно будет уступить часть территории русским и нам нужно положить конец этой войне. Идея о том, что Украина сможет заставить Россию вернуться к границам 1991 года, была абсурдной, никто в действительности в это не верил».
Да, Вэнс осудил начало СВО, но не поддерживал огромную помощь Украине со стороны США. Он предположил, что американская дипломатия спровоцировала конфликт между Россией и Украиной.
- Вэнс не любит Украину?
- А за что ему ее любить? Напомню, после скандального общения Трампа, Вэнса и Зеленского в Овальном кабинете Белого дома у Вэнса появился личный повод к такой нелюбви. В начале марта Вэнс вместе с семьей приехал покататься на горнолыжный курорт Шугарбуш в Вермонте. И вот там его встретили сотни проукраинских активистов. Они выстроились вдоль трасс с заранее подготовленными плакатами: «Вэнс — предатель», «Отправляйся кататься на лыжах в Россию», «Джей Ди Вэнс — нацистское отродье». Службе безопасности пришлось эвакуировать семью Вэнса. Их перевезли на военно-морскую базу. Отдых был испорчен - Вэнсу пришлось бросить заранее забронированный и оплаченный номер в отеле и скрываться вместе с семьей. Он, второй по значимости человек в стране, вынужден прятаться от каких-то рогулей! Не думаю, что это улучшило его отношение к украинцам и лично к Зеленскому.
Но и к нам он особой любви тоже не испытывает. Его задача — «прогнуть» Россию под США. Если удастся «усадить Путина за стол переговоров», это будет успех. А для этого нужно предложить России что-то посерьезнее заморозки украинского конфликта.
Чтобы лучше понять отношение Вэнса к России, приведу его фразу в одном из подкастов: «Мне на самом деле все равно по поводу России, я всего лишь не хочу риска ядерной войны».
И на том спасибо.
* Йельский университет признан в Российской Федерации нежелательной организацией.