Ксения Коробейникова
Публикаций: 0
«Господа, перед нами либо гений, либо сумасшедший!» — отзывались об Антонио Гауди его современники и сегодняшние зрители его масштабной выставки в Московском музее современного искусства на Петровке. ММОМА давно стало тесно в российском контексте, и он посягнул на международный, предъявив публике ретроспективы — Корнелиса Эшера, Яна ван Торна, Стефана Балкенхола. Теперь очередь дошла до великого каталонского архитектора, 165-летие которого грядет в этом году.
Арт-карта Москвы пополнилась галерей «Палисандр». И это история не просто про дерево, а про симбиоз дизайна и живописи второй половины ХХ века. Им и посвятили дебютную выставку. Чего ждать от галереи дальше — рассказывает ее директор Алина Ковалева.
Мультимедиа Арт Музей, пожалуй, за 20 лет не посетило столько колясочников, сколько за последнюю неделю. Они съезжаются на серию «Энергия любви» молодого московского фотографа Инны Зайцевой, которая подарила людям в инвалидных креслах роскошную фэшн-съемку для привлечения внимания к их проблемам.
С 20 на 21 мая в Москве грядет «Ночь музеев», и это повод вспомнить, что помимо Третьяковки и Пушкинского в столице достаточно площадок с достойным наполнением. Одни акцентируют внимание на юбилее революции, другие — на Годе экологии, третьи вообще ударятся в эксперименты. Главное — все этой ночью обещают работать бесплатно и в непривычные часы, какие — мы информируем читателей «МК».
После громко и зрелищно прошедшей прошлым летом V Московской международной биеннале молодого искусства, у руля которой поставили смелую и амбициозную Екатерину Кибовскую, следующему смотру в 2018 году прогнозируют как минимум не меньший успех. Все шансы на это имеются, так как куратором проекта объявили 26-летнюю итальянку Лукрецию Калабро Висконти. Свое первое интервью Калабро Висконти дала корреспонденту «МК».
Неудивительно, что «Золотые львы» — главные награды Венецианской биеннале современного искусства — ушли к немцам: лучшим художнику основного проекта и автору национального павильона Германии. С первого дня в него отстаивают часовые очереди, чтобы засвидетельствовать перформанс с ползающими по полу людьми и бегающими собаками... Ничего не напоминает? Да, привет Олегу Кулику и всему российскому искусству, которое оказалось на главном смотре актуальных художественных практик не у дел.
Россия — если не лучшая, то одна из самых-самых на Венецианской биеннале современного искусства! Это признают и большая часть нашего арт-сообщества, и многие иностранные профессионалы. А это уже победа, даже если наш павильон не наградят «Золотым львом». Все, за исключением единиц, выходят из него с перевернутым сознанием и зашкаливающими чувствами, особенно гордости. Сколько было переживаний, сколько словесных камней летело вплоть до открытия, но мы взяли и предъявили, на какую мощь способны.
Дождались: Венецию накрыла лавина современного искусства в рамках 57-й биеннале. Ее павильоны в дни превью штурмуют профессионалы, любители актуальных художественных практик и жюри, которое в день официального открытия выставки огласит победителей и раздаст вожделенных «Золотых львов». За Россию краснеть не приходится — несмотря на так называемый экономический кризис, наши проекты представлены обильно и достойно в смысле качества, зрелищности и глубины мысли.
Гриша Брускин — живописец, скульптор, эссеист? Все это сочетается в нем с невероятной легкостью. Его картины висят в престижных американских музеях. Его скульптуру хранят Третьяковка, Пушкинский, Русский... Его книги продаются в книжных ведущих стран. Да, Брускин — Художник (в широчайшем смысле этого слова), который представляет Россию в нашем павильоне на Венецианской биеннале.
Жена Петра Павленского Оксана Шалыгина подтвердила «МК», что ему предоставили убежище во Франции. Почти никто в этом не сомневался, ведь Франция уже больше столетия становится приютом для наших художников, которым невыносимо или вообще невозможно оставаться на родине. Павленский с его мировой славой и признанием на Западе просто не мог стать исключением.
Издательство «АСТ» назвало «возможным» обжалование штрафа, который Верховный суд наложил на компанию за ошибки в оформлении школьных атласов по географии России. Там оказалось множество неточностей, в частности, неправильно была указана граница Крыма.
«Царевна–Лебедь» улетела из Москвы... в Казань, где Третьяковская галерея гостит у «Эрмитажа». Звучит, может быть, смешно, но на деле все серьезно — Третьяковка, заручившись поддержкой президента Татарстана и подписав с ним договор о долгосрочном сотрудничестве, представила первую в его рамках выставку — «Гений века». И она, и само партнерство, благодаря которому предъявят еще не один ударный проект, стали прорывом. Ведь до сих пор галерея не осваивала чужих площадок, тем более в республиках.
К Евгению Петросяну можно относиться как угодно. Только учтите: на сцене он один, а в жизни — другой. Тонкий, эрудированный, глубокий, скромный. Истово коллекционирует редкие книги про русский театр и эстраду, читает взахлёб, пишет исследования, издает свои книги... Это выяснилось на заседании клуба Национального союза библиофилов (НСБ), посвященного юмористическим изданиям в частных собраниях.
В Люксембурге в возрасте 92 лет скончался Анатолий Алексин - культовая фигура для людей старшего поколения, которые читали его школьниками в СССР. Кто-то называл его патриархом детской советской литературы, другие - искусным создателем иллюзии советского детства. Но никто и никогда не ставил талант Анатолия Георгиевича под сомнение.
Десятки балерин в пушистых пачках, значительно больше самих хозяек, глядят игривыми глазками с полотен, развешанных на стенах из розовых лент. Девушки как на подбор, воздушные, лилейные, расплывчато нежные, как бывает в наивном искусстве. За ними присматривают ангелы в пестрых одеяниях, прописанные по-детски искренне. К ногам танцовщиц летят охапки лилий, орхидей, бархатцев пастельных оттенков. Вся эта сказка — на выставке Кати Медведевой в Петровском Пассаже.
Индюк, петух и куры хлопают крыльями и курлыкают. В нескольких метрах от клетки с птицами разминается арфистка. Напротив хрупкая девушка залезает на стремянку и начинает петь мужским басом. Поодаль мать кормит грудью свое дитя. Все они герои картин Аси Фектистовой. На открытии выставки художника «50 попыток сказать честно» в ЦДХ модели материализовались около гигантских полотен, на которых изображены, и стали не менее ценными экспонатами.
Christie's не перестает подкупать ценителей искусства не количеством произведений, а их качеством. С 26 по 28 апреля свою московскую галерею он отдал под камерную выставку в не меньшей степени шедевров, которые после отправят в Лондон на июньский аукцион русского искусства.
ГМИИ им. Пушкина представил первую в России за 40 лет ретроспективу великого итальняца — Джорджо Моранди. Он писал лаконичные пейзажи и натюрморты, прославившиеся самой изысканной в ХХ веке цветовой гаммой.
Среди талантливых фотографов встречаются герои, которые по зову души, а не по указу сверху, снимают войну. Один из них — британец Марк Невилл, прошедший с десяток горячих точек, в том числе Афган и Украину. Снимая там, мастер не раз рисковал жизнью — чтобы люди через его кадры почувствовали войну и мир, взрыв и тишину, слезы и смех... К едким контрастам фотограф прибегает во всех сериях, в том числе «Лондон — Питтсбург», которую сейчас показывает Мультимедиа Арт Музей.
Мы заспорили, прежде чем раздать задания звездным скульпторам из Штатов, Европы, Австралии: какое «мусорное» слово на английском точнее отражает суть процесса — garbage, rubbish или trash? Обрезки, опилки, чрево мусорного ведра — всё пошло в дело, ведь наша треш-акция, как ни странно, пришлась именитым ваятелям по вкусу. Мы предложили им воспеть гимн новым прогрессивным визуальным формам — простым, дешевым и экологичным — и сделать свой автопортрет из первого попавшегося хлама в мастерской.
Наконец раздали «Золотую маску». Церемония проходила в «Стасике» при зашкаливающей концентрации театрального люда со всей страны. Как бы ни ругали «Маску», как бы позерски ни отказывались в ней участвовать, на сегодняшний день она остается самой престижной и вожделенной наградой национального значения.
Российские музеи для заманивая зрителей дружно кинулись в пиар. То они привлекали посетителей ловлей покемонов, которых развели в своих стенах. То начали выпускать экспонаты за пределы зданий – на улицы, в метро, на вокзалы. Теперь вот музей истории Екатеринбурга наделал шумиху, открыв вакансию на должность «человека—антиголубя», то есть того, кто бы отгонял от здания птиц.
Что происходило с искусством в первые два десятилетия после революционных событий — рассказывает и показывает галерея «Эрмитаж». Делает она это изысканно — в плане подборки вещей, их размещения и выстраивания диалога со зрителем как такового.
Названы первые лауреаты премии "Золотая маска".
Живописец Джорджо де Кирико — мечта куратора. Без него немыслима история мировой живописи ХХ века: это он основал движение «Метафизическая живопись», став предтечей сюрреализма. Крупные ретроспективы художника вне Италии можно пересчитать по пальцам, а его работы в большом количестве почти не встретить. Среди них есть хиты, обладатели которых не стремятся их пускать по свету. Но они пошли на это ради грандиозной по масштабу и архитектуре (Сергей Чобан) выставки «Джорджо де Кирико.
Пока московские музейные флагманы предъявляют один за одним масштабные проекты, столичные галереи не сидят сложа руки. Берут в основном камерными выставками, которые количеством выигрывают у крупных арт-институций, а качеством – часто им не уступают. Вот подборка лучших таких экспозиций.
Каждый год российские библиотеки оживают на одну ночь – говорят, творят, мыслят. Не в одиночестве. Открывают двери, чтобы каждый смог ощутить свободу и силу книг, литературного слова. С 22 по 23 Москва в шестой раз погрузится в "Библионочь". На этот раз ее манифест – "Новое прочтение". Оно происходит под воздействием современных технологий, которые будут сопровождать акцию. Заманчивых событий выдалось предостаточно – вот список лучших.
Государственная премия в области современного искусства «Инновация» огласила состав жюри и список номинантов. Расклад среди них такой.
«ГМИИ им. Пушкина — самый прогрессивный музей ХХI века», — заявила его директор Марина Лошак на пресс-конференции 17 апреля. Речь на ней шла об участии нашего музейного флагмана в 57-й Венецианской биеннале, которую он обуздает в рамках параллельной программы. Акцент же был сделан на инновационном направлении музея — «Пушкинский ХХI», в котором органично сплелись традиционные методы и современные технологии. Но обо всем по порядку.
Галерея искусств Зураба Церетели славится тем, что показывает как классическое искусство, так и радикальное, и этим притягательна для самой разной аудитории. На стенах, где некогда висели провокационные работы Авдея Тер-Оганьяна, сейчас разместились «Неудобные» вещи Владимира Молочкова, врача по специальности и художника по призванию.