Марина Лемуткина
Публикаций: 2716
Обозреватель отдела семьи и образования. Работает в "Московском комсомольце" с 2007 года. Выпускница исторического факультета МГУ им. Ломоносова, кандидат политических наук (диссертацию защитила в РАНХиГС).
Представители России и Юго-востока Украины приступили к выработке механизмов взаимодействия в области образования. Каких именно — выяснилось на круглом столе «Проблемы и задачи сотрудничества Российской Федерации с Донецкой Народной Республикой и Луганской Народной Республикой в сфере образования», проведенном вчера думской фракцией «Справедливая Россия».
Слухи о финансовой «неподъемности» введения гольфа в простых российских школ сильно преувеличены. Равно как и о «непатриотичности» этого вида спорта. Все это и многое другое выяснилось в понедельник в ходе публичных дебатов кандидатов на пост президента Ассоциации гольфа России (АГР) – олимпийской чемпионки по конькобежному спорту, первого зампреда комитета Госдумы по международным делам Светланы Журовой и рефери по гольфу международного класса Виктором Мочаловым.
6 февраля в возрасте 78 лет скончался первый постсоветский министр образования, предтеча нынешней реформы отечественной школы Эдуард Дмитриевич Днепров. Его главными идеями были Свобода и Гуманизация образования. И не его вина, что во многом они остались не реализованными.
Пластиковые карточки со СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета) вводили, чтобы облегчить людям жизнь. А в результате, как водится, усложнили. Как стало известно «МК», московские школы стали требовать обязательного оформления СНИЛС всеми учащимися, а ослушников — не допускать до сдачи ЕГЭ в 11-м и ГИА в 9-м. Департамент образования Москвы предупреждает: такие действия школьной администрации неправомерны.
Столичные власти ужесточают требования к лагерям, принимающим детей по путевкам, оплаченным за счет средств горбюджета. Этим летом они должны будут обеспечить юным горожанам особые условия проживания. В частности, на территориях лагерей должны появиться асфальтированные площадки для игры в классики и резиночку, в палатах — ростовые зеркала и USB-разъемы для гаджетов, а в гардеробе детей — однотипные футболки, кепки и галстуки.
Обрушение московской системы электронных журналов и дневников в начале текущего учебного года колбасило всех причастных к системе среднего образования, будь то учителя, родители или дети, все первое полугодие. Оценки и ученики то и дело исчезали из списков, либо принимали самый экзотический вид, вроде отметки «8» вместо «3» и «4» - и все из-за того, что прежнюю электронную систему журналов и дневников в Москве решили заменить на новую.
Ответственность за перевод групп продленного дня на платную основу лежит не только на столичном Департаменте образования, но и на самих родителях. К такому выводу пришли участники «круглого стола» Общественной палаты Москвы «Платная продленка: анализ ситуации и социальные последствия».
На последнем заседании патриотической платформы «Единой России» прозвучали предложения внести в школьную программу такие важные изменения, как сокращение (возможно, с переводом на платную основу) изучения иностранных языков; введение единых учебников по всем «отечественным» предметам — литературе, истории и русскому языку (география России выпала из перечня, надо думать, случайно); упрощение школьной программы и проверка учителей на патриотизм.
Федеральный образовательный государственный стандарт (ФГОС) должен быть заменен новым — формирующим единую гражданскую идентичность учащихся и единство образовательных программ по всей стране. Об этом, а также о необходимости введения персональной ответственности руководства Минобрнауки за воспитание школой гражданина и патриота говорилось вчера на заседании Патриотической платформы «Единой России» по теме «Единая страна — единое образовательное пространство», прошедшем в Госдуме.
Не прошло и пятнадцати лет, как стало ясно: литературу, фактически изгнанную из школьной программы с введением ЕГЭ, надо срочно возвращать на место. «Пинали ее, пинали и вот допинались, — констатировали участники «круглого стола» «Литература в школах: задачи преподавания». — Еще немного, и выросшее без этого предмета поколение «свободных россиян» 1990–2000-х годов превратится в говорящих обезьян. Все к тому и идет».
В зимнюю сессию 2014/15 учебного года 372 студента шести российских вузов стали участниками добровольного эксперимента по независимой оценке знаний. За тем, как он проходил, в Ситуационно-информационном центре (СИЦ) Рособрнадзора с интересом следили журналисты.
Понятие религиозного образования должно быть расширено, светского — наоборот, сужено, а школьная программа упрощена. Такие своеобразные предложения в области образования внесли в четверг участники секции «Духовно-нравственного воспитания в российской школе: состояние, проблемы, перспективы» ХХIII Рождественских чтений.
Борьба за повышение качества образования вышла на новый виток. Вслед за выпускниками школ внешней оценке знаний подверглись студенты. 22 января в шести российских вузах стартовал эксперимент по сдаче сессии не «своему», а «чужим» преподавателям. Пронаблюдать за ходом эксперимента позволила видеостена, установленная в Ситуационно-информационном центре Рособрнадзора.
Российское среднее и высшее профессиональное образование готовит свою программу действий в условиях кризиса. Экономические сложности ускорят переориентацию образования на практику, а следующее поколение российских инженеров начнут растить с 6 класса. Об этом во вторник шла речь в Горках на встрече Дмитрия Медведева с предпринимателями в сфере образования и подготовки квалифицированных кадров для новой экономики. А с главами «Газпрома» и Минэнерго премьер обсудил украинскую заложенность за газ.
Одним ли коверканьем «великого и могучего» славен Рунет? Какой русский язык изучают в школах российских нацреспублик: неродной или второй родной, и эффективно ли расходуются госсредства на продвижение русского за пределами нашей страны? Ответы на эти и другие вопросы искали участники международного семинара «Изучение русского языка и литературы в условиях многоязычия».
Объекты для издевательств в школе были всегда — всегда находился какой-нибудь Вася Пупкин, которого одноклассники за что-то невзлюбили и превратили его жизнь в кошмар. Но в последние годы такая травля стала явлением более частым и более жестоким. И появилась новая категория жертв — дети мигрантов, которые и по-русски-то понимают через пень колоду. То есть школьная травля, она же буллинг, вышла на новый виток. Для борьбы с этим явлением московские власти вводят специальные курсы для учителей.
Когда насилие неизбежно, надо, как известно, закрыть глаза и получить удовольствие. Как применить этот принцип к образованию в условиях экономического кризиса и сокращения бюджетного финансирования, решали в пятницу, 16 января, участники третьего дня Гайдаровского форума.
Чреда заседаний правительства текущего года открылась вопросом об образовании. 15 января Минобрнауки представило на суд кабмина отчет об итогах первого всероссийского тотального мониторинга системы образования сверху донизу.
Может ли человек, официально объявленный победителем конкурса на денежное поощрение, накануне получения выигранного гранта без официального объяснения причин получить сообщение об исключении из списков грантополучателей? А сразу 10 человек? Оказывается, может! Именно это произошло в канун Нового года с десятью столичными учителями.
13 января глава кабмина Дмитрий Медведев заявил о поддержке идеи оцифровки текстов всех диссертаций, включая работы советского периода. Процесс, что называется, пошел: по данным Минобрнауки, уже оцифрованы все кандидатские и докторские с 2005 года, и доступ к ним, равно как и к тем, что оцифруют после, со временем откроется через Национальную электронную библиотеку.
В марте Евросоюз изучит возможность введения новых ограничительных мер в отношении России. Об этом со ссылкой на председателя Европейского совета Дональда Туска сообщили 13 января мировые СМИ и первыми, разумеется, украинские.
Намеченное на 2020 год внедрение нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для старших классов столкнется с серьезными трудностями. К такому решению пришли участники научно-практической конференции «Перспективы введения ФГОС полного среднего общего образования».