В России появилась первая платная дорога без шлагбаумов

«Валим» на все деньги

В Подмосковье открылось движение по третьему пусковому комплексу Центральной кольцевой автомобильной дороги — участку, соединяющему трассы М-11 «Нева» и М-7 «Волга». Примечательно, что вместе с ним запустилась и система взимания платы типа «Свободный поток», которая прежде в России не применялась. Какие преимущества имеет Free flow перед традиционными барьерными пунктами оплаты и о чем нужно помнить, чтобы сделать поездку по ЦКАД максимально комфортной, выяснил портал «АвтоВзгляд».

«Валим» на все деньги
Фото: Константин Якубов

Система безбарьерного взимания платы за проезд «Свободный поток» — не новшество, ее давно применяют в других странах — к примеру, в США, Израиле и Белоруссии. В Европе пункты без привычных шлагбаумов и касс покрывают почти 50% скоростных автодорог. И вот наконец технология пришла и в Россию: первой трассой, обустроенной рамками Free flow, стал третий пусковой комплекс ЦКАД — дороги, пролегающей в Московской области параллельно Малой и Большой бетонкам.

Отечественная система во многом схожа с зарубежными аналогами, однако она все же более продвинутая и комфортная — и для автомобилистов, и для операторов платных дорог. Так, технология, используемая на ЦКАД, позволяет идентифицировать транспортное средство не только по данным с транспондера, но и по госномеру. А значит, заезжать на скоростное кольцо смогут все водители — имеющие и не имеющие дополнительные девайсы.

Что же собой представляет система? «Свободный поток» включает в себя аппаратную и программную составляющие. На дороге устанавливается П-образная опора, оснащенная тремя камерами, лазерным датчиком и DSRC-антенной. Устройства фиксируют три параметра: факт проезда автомобиля, его регистрационные знаки, а также габариты и количество осей транспортного средства для корректной классификации и списания средств. Информация с аппаратного комплекса передается в центральную систему. Операторы в пункте управления отслеживают работу приборов в режиме реального времени — данные обновляются каждые 5 секунд. На монитор выводится фотография транспортного средства, его регистрационный знак и скорость. Также автоматически определяется категория, марка, модель и количество осей автомобиля. Дополнительный параметр — наличие у водителя транспондера.

Главное преимущество «Свободного потока» перед классическими пунктами взимания платы очевидно. Водителю не нужно останавливаться или притормаживать, чтобы рассчитаться за проезд. В конечном счете это экономит время, ведь под рамками Free flow можно проезжать на максимальной разрешенной скорости — то есть 110 км/ч. К слову, система работает корректно и при больших числах на спидометрах машин.

Всего на ЦКАД установят 12 рамок Free flow, три из них — на третьем пусковом комплексе. В отличие от традиционных пунктов взимания платы опоры с оборудованием располагаются не на съездах и въездах с радиальных трасс, а примерно в середине каждого участка. Списание средств происходит под каждой рамкой, и оно равномерное. Если только речь не идет о скидках, предусмотренных при оплате за проезд с помощью транспондера T-pass: при прохождении по короткому (-15%), среднему (-30%) или длинному маршруту (-50%). Максимальная скидка на проезд по ЦКАД-3 от базового тарифа для пользователей транспондеров иных эмитентов составляет 15%. А вот тем, кто приобретает разовые электронные билеты или оплачивает задолженность за проезд, скидки не положены.

Что же касается самих тарифов, то дифференциация по времени суток и дням недели не предусмотрена — стоимость различается только по категориям т/с. Оплатить проезд по ЦКАД, как мы уже сказали, можно с помощью транспондера, предварительно пополнив счет в личном кабинете на нужную сумму. Второй вариант, если устройства в распоряжении нет, — приобрести электронный билет.

А что же делать тем, кто заехал на ЦКАД без транспондера (или с таковым, но без достаточной суммы средств) или билета? Погасить задолженность нужно в течение 5 дней: для этого необходимо воспользоваться одним из тех же способов, что и в случае с покупкой электронного билета. Для оплаты потребуются регистрационный знак машины, номер телефона плательщика и адрес электронной почты.

Если водитель не успевает оплатить проезд в отведенный срок, то ему выносится постановление об административном правонарушении. С этого момента у автомобилиста есть еще 60 дней на погашение задолженности. После того как сумма поступает на счет, штраф аннулируется. Если же пользователь пропускает и этот срок, то ему помимо проезда придется оплатить и стоимость проезда, и штраф — для автомобилей 1 и 2-й категории — 2500 рублей за проезд каждой рамки взимания платы, 3 и 4-й — 5500.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28418 от 18 ноября 2020

Заголовок в газете: «Валим» на все деньги