Честь Григория Распутина

Ольга Иженякова
Журналист

"Настоящее кино про Распутина" так и не покорило российского зрителя. Хотя обещания в центральных СМИ были еще в марте.

Накануне того, как в Париже с успехом прошел показ нового российско-французского фильма «Распутин», в котором занята плеяда замечательных актеров двух стран. В роли Николая II - Владимир Машков, царицы Александры Федоровны - Фанни Ардан, князя Феликса Юсупова - Филипп Янковский. Самого Распутина сыграл Жерар Депардье, которому принадлежала идея создания этой ленты.

Но так ли безобидна роль «старца»?

Давно замечено. У актеров, хоть раз сыгравших роль Григория Распутина, после знаменательного исполнения, жизнь, как правило, перестает складываться удачно. Кажется, сама Фортуна раз и навсегда вычеркивает их из своих списков. Возьмите, к примеру, Алана Рикмана, после «воплощения» в 1996 году Григория Распутина на экране, его многообещающая карьера пошла на спад. Тоже самое можно сказать и про русских актеров – Николая Маликова и Григория Хмару. После того, как они сыграли «святого старца» на экране, о них больше не видно и не слышно. Святой старец! Именно так величают Григория Ефимовича в родном Покровском до сих пор. Односельчане в его святости уверены, что называется, на все сто. И в том, что актерам (и, несомненно, сценаристам, и другим специалистам, причастным к созданию известного образа), начинает резко не вести, находят простое объяснение: само небо мстит клеветникам за то, что на уважаемого человека возводят напраслину.

Как сейчас помню, в десятом классе школы, наш историк, впоследствии депутат окружной думы Владимир Смальков на одном из уроков сказал следующее: «Поскольку сейчас мы проходим последние дни Российской империи, соответственно, дома Романовых, то я хотел бы рассказать вам немного о нашем земляке – Григории Распутине-Новых, возможно, у некоторых из вас прабабушки и прадедушки знали его лично и, может быть, детям рассказали. Но, вполне допускаю, что помалкивали, поскольку до недавнего времени эта тема была запретной. Как учитель, хочу вас предупредить, в то, что писали о нем при жизни в литературе, прессе, не верю. И вам советую, если хотите о нем узнать больше, расспросите у взрослых, узнайте, что вашим родителям говорили те, кто, допускаю, знал его лично. Подойдите к изучению темы как настоящие историки, объективно и беспристрастно».

Спустя семь лет после этого, я, молодой корреспондент, брала интервью у известной долгожительницы по соседству с селом Покровское. Первое, что меня поразило, когда я вошла в ее избу-пятистенок, это аккуратно отполированное бревно, лежавшее вдоль стены. На вопрос: «Что это?», она ответила, дерево из дома Григория Распутина. В 1926 году, когда комсомольцы постановили дом и надворные постройки разобрать, а бревна сжечь – «чтобы от распутинского гнезда и духу не осталось». Селяне в ночь перед сожжением бревна разобрали. В святости старца Григория уже тогда были уверены все. «Памятки» от его дома, как утверждают, приносят удачу.

- А кто-то из ваших родственников лично знал Распутина? – спросила я, памятуя наказ историка.

- А как же – последовал ответ - суровый мужик был. По святым местам пешком ходил. А молитвенник, какой! Пока жив был, урожай в Покровском был невиданный. А в лесах сколько водилось грибов, ягод, не то, что сейчас. К себе никакой жалости не имел, камень вместо подушки под голову подкладывал. Здоров был как бык. Все посты соблюдал, лук как яблоко ел.

В 2000 году имя Григория Распутина было на слуху. Всех иностранцев, приезжавших в Тюменскую область, в обязательном порядке возили в Покровское – в музей Распутина. Областных журналистов посылали, как правило, с этими делегациями, чтобы потом на-гора выдавать заметки типа: Тюмень – глазами французов, или итальянцев, или англичан… Не раз и не два иностранные делегации пришлось сопровождать и мне. И вот, наверное, в двадцатую поездку, когда речь экскурсовода я знала наизусть, как и расположение якобы распутинских вещей в музее, я вышла на улицу и присела на крыльце, в ожидании иностранцев.

- А ведь когда говорят про «феномен Распутина» имея в виду сексуальный подтекст, звучит полная чушь – обратился ко мне один из заморских гостей.

На мой немой вопрос он протянул визитку, где написано профессор медицины. Я попросила объяснить собеседника, что он имеет в виду.
Тот мне подробно рассказал, что венерические болезни, которые приписывают «старцу» не могут существовать в одном организме. Это аксиома. Максимум он бы поверил в одну-две из них. А когда говорят о букете взаимоисключающих заболеваний – ложь очевидна.
- Но, почему ваша медицина молчит? – недоумевал профессор – ведь речь идет о защите чести и достоинства исторической личности…
Я не нашлась, что ответить профессору. Когда речь идет о шокирующих легендах, сулящих деньги и известность, слово честь пустой звук…

Другие записи в блоге

Самое интересное в блоге

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру