Увеличить размер шрифта Уменьшить размер шрифта Версия для печати

Как привести Привокзальную площадь Твери в чувства

Как привести Привокзальную площадь Твери в чувства

Много счастливых, грустных и незабываемых моментов в моей жизни связано с вокзалом и Привокзальной площадью в Твери. К сожалению, сейчас это место является жутким позором города. За Привокзальную площадь откровенно стыдно перед приезжающими друзьями, там не хочется задерживаться ни на минут, хочется поскорее сбежать в центр города в уютную кафешечку. Но так будет не всегда.

Мы разработали современную концепцию благоустройства площади, позволяющую кардинально переработать общественные пространства, не забывая, конечно, о главной транспортной функции, и вдохнуть в площадь новую жизнь.

Кто был в Твери, тот в жизни ничего не боится. Особенно если приехал в город на поезде. Если вы считаете, что спуск с платформы в тёмный и узкий подземный переход – самое худшее, то вы жёстко разочаровываетесь. Первое впечатление о городе самое важное, в Твери оно такое: бомбилы, разрушенный тротуар, непонятные остановки, оттянутые переходы, хаотичная парковка, бабки-торгаши, непонятная архитектура, синие туалеты позора и так далее. Даже по меркам провинции это не привокзальная площадь, а позор.

Понятно, что капитально поменять ансамбль сложно – никто не даст сносить торговый центр, ларёк Аптеки или панельки ради формирования единой площади. Зато функционально можно значительно улучшить площадь при небольшом бюджете и за короткий промежуток времени.

В конце весны мы проектной командой (А.Гершман, А.Егоров, Н.Маликов) занялись Тверью. Задача была простая: облегчить путь пассажиров, разграничить площадь для разных групп пользователей и транспортных сценариев. В условиях жёстких ограничений по деньгам. Интересный кейс, за который мы взялись.

Состояние площади сейчас

1. Нет разделения территории по пользователям в зависимости от транспортного сценария поведения. Из-за этого пассажиры общественного транспорта, пешеходы, таксисты и личный транспорт используют землю хаотично – никто не понимает, где идти и как пользоваться площадью. Везде хаотичная парковка, даже на разворотном троллейбусном кольце, пешеходных путях и в зоне безопасности жд вокзала.

2. Низкая транспортная доступность – привлекательность железнодорожного транспорта с точки зрения комфорта и его доступности снижается из-за проблем с подходами к площади и жд станции («проблема последней мили»). Территория вокзала и привокзальной площади недоступна для комфортного самостоятельного передвижения маломобильных людей и пассажиров с багажом.

3. Потенциальная опасность ДТП – без разделения и канализации потоков транспорта люди не понимают, как себя вести, что может вызывать конфликт. Возможно причинение вреда здоровью в случае высокой скорости движения или дефектов покрытия.

4. Нет навигации – после выхода со станции невозможно визуально или с помощью указателей построить маршрут и определить путь для дальнейшего движения.

5. Привокзальная площадь не является общественным пространством – территория не пригодна для долгосрочного пребывания людей из-за агрессивной городской среды и потенциальной опасности. С точки зрения человека, привокзальная площадь вызывает желание быстрее покинуть это место и больше туда по возможности не возвращаться. Привокзальная площадь не воспринимается знаковым объектом города и мультимодальном хабом.

6. Неприглядный вид – для визуального образа ключевой точки города характерно: разбитое покрытие, пыль, эффект асфальтового поля, хаос. С высокой долью вероятности, первое впечатление о городе будет испорчено.

Что мы предлагаем

1. Инфраструктурное разделение площади для разных групп пользователей и сценариев. Объединяющим элементом должна стать единая пешеходная зона с перспективой на ключевой выход с жд станции. Разделение включает в себя:

- Выделенные безопасные пешеходные связи для доступа к вокзалу (транзитные пешеходы, менее 5 минут пребывания);

- Общественное пространство (долгосрочное пребывание, более 5 минут);

- Остановочные комплексы с подъездными путями для общественного транспорта со стороны улицы и рядом с Аптекой;

- Площадка для посадки-высадки пассажиров из личного транспорта с ограничением остановки в 5 минут (Kiss&ride) со стороны торгового центра;

- Обособленная зона высадки-посадки такси перед главным зданием вокзала с визуальной перспективой со стороны выхода из подземного перехода;

- Бесплатные перехватывающие парковки (Park&ride) рядом со зданием вокзала и на месте бывшего рынка;

- Парковка ТЦ «Карусель» с бесплатным периодом парковки в 2 часа для оборота парковочных мест в течение дня;

- Зона торговли, туалеты и дополнительного сервиса без создания препятствия на пути пассажиров и иных пользователей жд станцией.

2. Повышение доступности привокзальной площади:

- Создание комфортных условий для доступа к остановкам и зонам ожидания маршрутного транспорта;

- Навигация транспортно-пересадочного узла с помощью напольных указателей и карт-схем, информирование о транспортных сервисах и возможных пересадках;

- Обустройства нового пешеходного перехода у Аптеки – это удобная связка для пешеходов. Сегодня здесь запрет перехода, который систематически игнорируется, что увеличивает аварийность участка. Планируется обустройство светофорного объекта с режимом координации с соседним светофором у храма – за счёт этого получится избежать увеличения задержек для транспорта и получить эффект дозирования потока;

- Создание, по возможности, безбарьерной среды.

3. Создание привлекательного общественного пространства и знакового объекта в городском масштабе:

- Разделение территории на зоны транзитного трафика и долгосрочного пребывания;

- Создание контакта жд станции с улицей за счёт создания единой пешеходной зоны и улучшения визуального образа;

- Уличная мебель, мобильное и постоянное озеленение;

- Транспортное и пешеходное освещение площади;

- Снижение источников грязи;

- Комфортное для пассажиров расположение объектов торговли и дополнительного сервиса;

- Туалеты;

- Бесплатный Wi-Fi.

Перечисленные решения канализируют и упорядочат въезд-выезд с территории привокзальной площади без увеличения числа выездов. Это благоприятно скажется на движении личного и общественного транспорта вдоль привокзальной площади.

Работы по реконструкции можно проводить поэтапно без значительных неудобств для пассажиров и транспорта – в первую очередь создаются площадки для такси и подвоза пассажиров на личном транспорте, сооружается разворотное троллейбусное кольцо, после чего на реконструкцию закрывается центральная часть площади.

Все эти меры помогут создать функционально удобный транспортный узел регионального масштаба с обустройством привлекательного общественного пространства. Ключевое, что это всё можно обустроить быстро и недорого. Принципиальные решения важны с точки зрения зонирования, а не материалов. Площадь можно заасфальтировать или уложить гранит, если будут деньги - материалы могут быть разные, но эффект будет однозначным.

Пока же привокзальной площадью Твери можно пугать туристов или завлекать любителей пост-апокалипсиса - смотреть на разруху, следы былой цивилизации и как люди ходят среди всего это с современными гаджетами.

P.S. после анализа и отсылки предложения областным властям, местные власти решили самостоятельно улучшить площадь. Ну это они так думают - вдоль улицы вырыли карман на полторы маршрутки, который вообще никак не отразится на площади.

Оригинал текста

просмотров: 8195



Комментарии пользователей

Оставьте ваш комментарий