Канатоходцы

Блог Елены Сомовой
Корреспондент газеты "Перекресток всех дорог" (г.Бологое)

Человека убило сосулькой. Как вы думаете, достаточный повод, чтобы помянуть об этом хотя бы в новостях, учитывая, что произошло печальное событие в маленьком городке с населением в десять тысяч. Ни газета, ни местная студия кабельного телевидения не прокомментировали сей факт. Примечание: человек погиб у дома, где располагалась прокуратура, рядом – здание администрации. Чем закончилось разбирательство по факту гибели человека, горожане так и не узнали. Просто после этого случая городок стал напоминать площадку для загона волков: все опасные участки обнесли веревками с красными флажками…

Учредителями местных СМИ является администрация города, власти, видимо, посчитали, что будоражить народ не стоит. И все промолчали. Альтернативного голоса просто не было.

Мне довелось работать и на коммерческой телестудии в этом городке (ее вынудили закрыться несколько лет назад), и в частной районной газете, могу судить о принципах работы условно независимых СМИ и полностью подконтрольных муниципальных. Об этом и поговорим.

Муниципалы. Им обеспечен доступ к информации, содействие на всех уровнях, наличие необходимой техники, стабильная зарплата. Принципы подачи информации: 1) «у нас все хорошо», 2) «не кусай руку кормящую», 3) «спасибо партии за нашу счастливую жизнь». Бывает, и критикуют кого-нибудь, но того, кого разрешат поругать. Минусы муниципальных редакций: неумение (нежелание?) зарабатывать деньги на рекламе и допуслугах; подотчетность администрации; сниженный темпа работы (спешить не надо: информация и так несут), падение творческой составляющей: чего пыжиться и придумывать интересное и вкусное, когда можно просто выдавать отчеты о событиях и получать за это деньги. Конечно, многое зависит от редактора. Если он отстаивает материалы, доказывает необходимость освещения той или иной темы – честь ему и хвала. Но в любой момент его могут дернуть за ниточку – финансирование. И он будет вынужден выбирать: острая публикация или лояльность к власти.

Частные газеты и телестудии. Могут позволить себе иметь особое мнение при освещении злободневных вопросов, формировать общественное мнение, но… опять же вынуждены считаться с местными властями. Иначе можно нажить большие неприятности. Особенно в предвыборную кампанию. Поясню на примере студии кабельного ТВ, где работала сама.

Помимо редакции, которая занималась выпусками новостей и тематическими программами, действовала сеть кабельного ТВ, приносившая неплохой по местным меркам доход, а также был у нашего руководителя другой бизнес, в сфере торговли. С властями отношения строились по принципу «вытянутой руки»: не лизнуть и не укусить. Горожане нас смотрели, за помощью обращались, обратная связь была отлажена.

Все беды начались во время предвыборной кампании в органы местного самоуправления. Наш владелец сам решил в депутаты баллотироваться, ставленников администрации мы не поддержали. А дальше по классическому сценарию: «чернуха» полилась с обеих сторон. Выборы мы проиграли. Горожане потом так объясняли свой выбор: «Мы знаем, что директор завода - вор, но он представитель власти, поэтому мы за него голосовали. А власть – это стабильность».

Предвыборной «наглости» муниципалитет нам не простил. Аккредитацию при администрации редакции не продлили; закрылся доступ практически во все муниципальные учреждения; коммерческие структуры, лояльные к власти, также поспешили откреститься от «проклятых». Мы оказались в информационной блокаде. Но это было только начало. Потом волнами пошли поверки на торговые точки и кабельное ТВ. Кто хоть раз с этим сталкивался, знает: при желании можно и святого в тюрьму посадить, а найти недостатки - элементарно. Через год нас попросили освободить помещения, не продлив договор аренды. Сотрудников редакции под разными предлогами переманивали на срочно создаваемое муниципальное телевидение. Студия перестала существовать. Нас задавили экономически. Занавес. Аплодисменты администрации. Вы спросите, почему не боролись? Боролись мы, но рычагов воздействия маловато оказалось.

А теперь о трудностях частной журналистики. Редактору надо просчитывать любое действие на несколько шагов вперед. За неосторожное слово можно лишиться рекламодателя, точки реализации (если речь о газете) или источника информации. И в то же время надо поднимать актуальные вопросы, интересные темы, иначе рейтинг упадет, а вместе с ним и прибыль. Надо экономить на всем: от помещения и количества сотрудников до офисной бумаги, конечно, нет и юриста – не по карману. На менеджера по рекламе молится вся редакция – это человек, который кормит всех. Плюсы тоже имеются. Приятно сознавать, что можешь помочь людям, что с изданием считаются.

И еще о специфике провинциальной журналистики. Она зачастую грешит морализаторством, отсутствием аналитики, малым количеством расследований. Существует проблема с кадрами. В редакциях чаще встретишь не профессиональных журналистов, а филологов и историков. А такого, чтоб из столицы да в райцентр в малотиражку после журфака, на моей памяти героев не было. Зарплаты у нас смешные, условия труда скромные. Нас легче «достать» через семьи, если выдали проблемный материал. В провинциальную журналистику идут часто не по призванию, а из-за безработицы. Увы. Хотя справедливости ради надо сказать, что встречаются очень интересные, колоритные умные люди, у которых есть чему поучиться.

А вообще провинция – зеркало страны, только кривоватое: административный ресурс рулит, считая, что лучше не дать говорить о проблемах, чем их обсуждать, а творческая братия балансирует между «можно» и «не стоит», потому что хочется работать и работать хорошо.

Другие записи в блоге

Самое интересное в блоге

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру