Катастрофа – вот, что обещают России в ближайшем будущем и либералы, и патриоты, и негодяи

Александр Алтунян
Преподаватель факультета журналистики Международного университета в Москве


Я заметил, что в последнее время у большинства симпатичных мне экспертов, публицистов и просто хороших людей заметно поднялся уровень пессимизма. Никто уже не верит в то, что возможны какие-то положительные изменения в стране. Рассуждают, примерно, так: 

 

«Путин идет на новые два срока. Ходорковский и другие политзаключенные будут сидеть. Коррупция нарастает. Последние деньги, оставшиеся в стране, продолжают тратить в нарастающем темпе. Принимаются все новые и новые мегапроекты  с миллиардными бюджетами. Еще недавно власть говорила: не хотим строить, потому что разворуют. Но в какой-то момент, примерно, два-три года назад до них дошло: надо тратить, пока не поздно; пусть воруют, зато будут лояльны. Уже не борцы с коррупцией и солдатские матери, сама армейская прокуратура говорит о миллиардных откатах при армейских заказах. Коррупция поглощает все.

 

 Проблемные регионы, Кавказ, заливают деньгами. Америка тоже, между прочим, пыталась залить Ирак и Афганистан денежным дождем. Деньги ушли в песок. Крови и потерь от этого не стало меньше. Больше стало только долларовых миллионеров. А наша страна, тем временем, медленно, но верно идет к гибели, к развалу. Население не доверяет центральной и местной власти, не  способно к модернизации, а власть не хочет стать проводником реальной модернизации, удовлетворяясь тратой миллиардов на потемкинские деревни. Сейчас потратят, т.е. растащат, все накопленные миллиарды, выкачают нефть и газ, и… свалят, предварительно устроив в стране беспорядки и спровоцировав хаос. А из хаоса каждая из составных частей России будет уже выходить самостоятельно».

 

 Все это правильно, все верно. Не учтена только одна деталь: страна состоит из людей. Страна может развалиться, люди никуда не денутся. И эти люди не хотят умирать. Очень медленно, по чуть-чуть, люди приспосабливаются к действительности, понимают, что происходит, не верят начальству, не доверяют институтам власти и поддержания порядка.

 

 Между прочим, любопытная деталь. Либеральная интеллигенция, проникнувшись предчувствием гибели и развала страны, в своем искренно катастрофическом мироощущении транслирует установки очень схожие с катастрофическими установками, транслируемыми официальным пропагандистским аппаратом. Угрозы только, согласно официальной пропаганде, несколько иные: страна на грани гибели! вокруг враги! везде бардак! нас хотят расчленить и съесть! а нефть выкачать и т.д.

 

Я сам грешен, до сих пор считаю, что страна на грани развала. Но проблема ведь не в этом. Развалится страна, или не развалится, модернизировать или не модернизировать – все это так далеко от простого вопроса: Какое решение примет завтра судья Распопов в Вельском райсуде? И почему сегодня по всей Москве вдруг начали менять асфальт?

Модернизация по-путински, по-новорусски – это абрамовичу (имя нарицательное) дают кредит на пару миллиардов под 0,5%, он покупает миллион навигаторов системы Глонасс, их развешивают коровам на рога, а пастух дядя Ваня сидит на пригорке и следит за перемещением коров в своем лаптопе. Т.е. должен сидеть. Он и сидит, но только без лаптопа, потому что, кто же ему даст этот лаптоп? Лаптоп будут держать в кабинете у местного главы администрации. (Не в обиду армейским будет сказано, но сегодня, 30 августа, прошла информация, что для десантных частей будут закуплены эти самые навигаторы Глонасс, чтобы офицеры могли наблюдать за перемещением своих орлов.)

Нам не модернизация нужна, по-медведевски, по-китайски или по-японски, а обычная работа, простое желание сделать жизнь немного лучше, удобнее, чище, комфортнее. Чтобы пастух Ваня починил свое крыльцо, сменил проводку у себя в избе, чтобы навигаторы Глонасс покупались за свои деньги теми, кому они нужны. А рассуждения на тему, почему же этот пастух Иван не чинит свое крыльцо, пьет каждый Божий день и ненавидит соседа с машиной, и какие ценностями он при этом руководствуется, и что страна погибнет, если пастух Иван не будет в онлайне видеть своих коров на экране монитора – все от лукавого.

Добро еще власть пытается понять, как им лучше и точнее настроить пропагандистскую машину, но нам-то самим, людям доброй воли, зачем забивать себе голову никому не нужными «исследованиями» и очередными попытками «спасти страну», транслируя ей «положительные модерные» ценности? Ну, и что из того, что, с точки зрения западной цивилизации, мы выглядим «традиционалистскими» эскапистами и т.д.? Что, из-за этого нам уже не нужно ездить в Европу, любить хорошие машины, стремиться дать детям хорошее образование? Неужели этот «традиционализм» помешает пастуху Ване когда-нибудь все-таки починить крыльцо, его жене отвоевать у начальства газификацию, а его детям заинтересоваться компьютерами?

Катастрофизм, тем более, глобальный или национально-шовинистический - все это так глупо и примитивно. Эта страна пережила Сталина, пережила монголов, Ивана, пережила Петра. И вот теперь пришел маленький подполковник, и что, вы хотите сказать, что ему суждено поставить точку? Съесть страну и уничтожить ее лучших людей? Да слишком много чести для этого человека. Никуда страна не исчезнет, не исчезнет народ. Не для того этот народ жил столько столетий, не для того писали и творили его гении, чтобы пришел некто, похожий на нынешнего премьера, и похоронил страну. Разворовать, жизни людям поломать, или даже забрать жизнь у конкретных хороших людей, – да, на это они способны, а страну похоронить – нет, шалишь.

Речь не о том, что нет таких угроз, которые могут привести Россию к катастрофе. Есть, и их много. Но все, повторяю, все эти катастрофы, в том числе и природные, преодолеваются путем работы, нудной, кропотливой ежедневной работы, часто очень далекой от того, что понимают под красивыми словами «модернизация» и «спасение страны».

Всегда есть вероятность, что та или иная страна может погибнуть. Она очень маленькая эта вероятность, но она есть. Но что именно послужит определяющим моментом, какие именно угрозы фатальны, определить не может никто. Речь не о том, что всеобщая коррупция, повальное воровство, ложь и цензура не могут стать причиной разрушения страны. Конечно, могут. Я о другом. Я о том, что многие хорошие люди заняты нудным делом по доказыванию, что «без модернизации страна погибнет», что «коррупция разрушила страну», что в России господствуют «традиционалистские представления о власти». Я о предложенных президенту мерах по борьбе с коррупцией, по модернизации и пропаганде модерных ценностей.

Как может система, которая существует только благодаря коррупции, начать с ней бороться? Предложения, которые получает Медведев, всякие законодательные акты и прочие комиссии – все это, опять же, благоглупости. Не будет высшая власть с коррупцией бороться. Очки втирать – пожалуйста, а бороться - нет.

Бороться с ней могут, и уже борются, и будут бороться простые, обычные люди, в число которых могут попасть, хотя это и маловероятно, и крупные чиновники. Именно обычные люди своим честным трудом, пользуясь теми маленькими ручейками информации, которые до нас доходят, будут постепенно менять климат в стране. Это уже есть, и этот процесс будет нарастать. Так будет обязательно. Можно запугать одного судью Распопова, можно запугать многих судей, но нельзя уничтожить во всех судьях желания поступать по совести. Это желание природно и сидит во всех, уничтожить его нельзя. Можно купить одного известного журналиста, можно купить многих, но всех купить нельзя.

Общество – это самоизлечивающийся организм. Для того, чтобы не прекратился процесс самооздоровления нужно всего ничего: немного правдивой информации, возможности, пусть и ограниченной, публичности. Ну, и конечно, время. Сегодня у нас есть источники информации (а вот вопрос о наличии времени остается открытым). Сегодня журналисты и все заинтересованные знают не только правду власти и правду газеты «Твой день», но и правду Ходорковского, правду Чириковой, правду газеты «Коммерсант» и «Новой газеты», той же МК, правду сотен и тысяч блогеров. И эти интересующиеся информацией будут центрами распространения «нормальности».

Речь не о том, чтобы, получив правдивую информацию о разгоне демонстрации московским ОМОНом, геройским образом бросаться на представителей власти и физически бороться с «преступным режимом». Речь о том, чтобы перестать рассматривать себя как жертву «преступного режима», вынужденную быть или «героем-борцом», или обывателем-приспособленцем, пытающимся выжить.

Нужно привыкнуть к тому, что быть честным – это нормально. Это не героизм. За это не надо ждать поощрений и наград, это в порядке вещей, это в натуре человека. Судья Распопов, как и судья Данилкин, не геройский поступок должны были совершать, не «входить в историю», как почему-то очень многие призывали их сделать, имея в виду, что Ходорковского и Лебедева надо оправдать (выпустить по УДО).

Данилкин и Распопов могли остаться нормальными простыми профессиональными людьми, которые ложатся спать с чистой совестью, которые с чистой совестью просыпаются и делают свои маленькие и большие повседневные дела. Они могли просто остаться обычными судьями, творящими правосудие в меру своих способностей и понимания. Не героями, портреты которых вынесет либеральная оппозиция на следующий митинг в Москве или Питере, а скромными, делающими свое дело на своем месте судьями. Но они предпочли именно войти в историю и на всю свою дальнейшую жизнь остаться морально ущербными людьми, совершившими уголовное преступление. (Самое малое обвинение – сознательное причинение вреда здоровью – ст. 112 УК, ч.2, при отягчающих обстоятельствах: организованной группой; двум и более лицам.)

Ребята, нам надо понять, что в определенных обстоятельствах отказаться от судейской пенсии – это не героизм, это нормальный поступок для обычного среднестатистического судьи. Наталья Васильева, помощник судьи, смогла это понять.

Предугадать, что послужит непосредственным спусковым механизмом возможного развала страны не сможет ни один из современных «экспертов». Так же, как ни один из серьезных людей в 1916 году не смог бы назвать среди самых опасных врагов империи немецкие деньги, Ульянова, Троцкого, Сталина и Ко. А ведь уже и спасти ничего было нельзя, ничего бы не помогло, кроме одного: честной работы. Но и тогда, не спасать монархию надо было, мимоходом обделывая свои делишки, чем занималась придворная камарилья, а честно работать.

Вот, собственно, и все. Выводы простые: нам дана в руки прекрасная страна, огромная, богатая, разнообразно интересная. Мы пока не знаем, что с этим богатством делать и как им лучше распорядиться. Да, собственно, мы пока не знаем, и что нам делать с самими собой. Власть делает все возможное (в том числе, изучая нас и наш духовный мир и ценностные ориентации), чтобы мы и дальше не знали. Гибель народа, страны, языка на повестке дня не стоят.

Стоим пока мы сами в состоянии прострации и смотрим, как деловые люди выносят из нашего дома утварь, вывозят хлеб из амбаров, выводят скот, размечают и нарезают нашу землю, и все время обещают нас спасти и о нас позаботиться. Ну, постояли, и будет. Пора и в ум прийти. Не в смысле того, чтобы перебить «деловых людей», а просто, чтобы выйти из состояния изумления, а то ведь так не долго и окачуриться с голоду. Ведь нам надо жить, надо есть и пить, а для этого надо хлеб сеять и коров доить. А чтобы хлеб сеять, земля нужна и далее по списку.

 

Другие записи в блоге

Самое интересное в блоге

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру