Через несколько дней мы отметим 22-ю годовщину ГКЧП. Основная цель Комитета заключалась в том, чтобы не допустить распад СССР и подписание нового союзного договора, создающего вместо СССР конфедерацию - Союза Советских Суверенных Республик.
Однако действия ГКЧП еще больше ускорили развал СССР. О событиях конца прошлого столетия написано множество трудов, рассекречены кипы государственных документов. Но до сих пор непонятна логика действий Президента СССР в жизненно важной для всей страны политической ситуации.
Давайте разберемся. Главной причиной своего бездействия М.С. Горбачев называет отсутствие связи. Десятилетиями в эту версию верили. Но мне, человеку, имевшему отношение к созданию системы по обработке личной информации бывшего Президента СССР во время его зарубежных визитов, такое объяснение с самого начала казалось странным и нелогичным…
Хотя факт остается фактом. Отсутствие закрытой связи ( шифрованной или кодированной) на самом деле было причиной самых больших государственных проблем. Если мы проанализируем историю России XX - XХI веков, то увидим, что практически все крупнейшие кризисы сначала Российской Империи, затем СССР, а потом и Российской Федерации зависели от правильного функционирования шифрованной связи.
Первая Мировая война. Армия Самсонова, фактически нанеся поражение немецким войскам, потерпела поражение. Почему это произошло? Из-за того, что в армии неправильно были розданы ключи шифрования. В результате немцы перехватывали разговоры по радиосвязи между русскими армиями и знали все о передвижении противника. Что и привело впоследствии к разгрому царской армии.
Если бы не утечка информации, русские войска в 1914 году вполне могли оказаться в Берлине и выиграть Первую Мировую войну. Могло это изменить историю? Думаю, да. Не было бы причин для недовольства в обществе, ставших катализатором Октябрьской революции.
Следующий этап истории нашей страны - 1917 год. Император России Николай Второй отрезан от закрытой связи со своей ставкой и Царским Селом. Результат — революция.
1941 год, самые первые дни Великой Отечественной войны. Большое количество шифровальной техники, ручных документов кодирования, и, самое главное, ключи к ним попали в руки гитлеровцев.
Шифрованная связь Советской армии, воевавшей с немецкими захватчиками, была скомпрометирована и фактически перестала существовать. Повторились обстоятельства 1914 года. Советской армии приходилось взаимодействовать по открытой связи. Итог - громадные человеческие потери в начале войны.
1979-й год — Афганская война. Я могу написать отдельную книгу о том, как «правильно» использовали советскую шифровальную технику и ручные документы кодирования, и к чему это привело.
Наши солдаты и офицеры в ротах, батальонах, полках, а порой и более крупных войсковых соединениях не имели надежную шифровальную связь. Результат – неоправданно высокие потери личного состава.
1991 год. Президент СССР утверждает, что, как и Император России в 1917 году, был оторван от закрытой связи...
По крайней мере, сразу же после путча ГКЧП Михаил Сергеевич Горбачев, анализируя произошедшие события, заявил, что правительственная связь в Форосе у него была отключена по указанию Председателя КГБ СССР В.А. Крючкова.
Вот здесь и возникает главный вопрос, ответ на который до сих пор не дан.
Заявив об отключении спецсвязи Президента, М. С. Горбачев ни словом не обмолвился о находившейся в его распоряжении спецсвязи ЦК КПСС. Ведь во время переворота в августе 1991 г. Президент СССР по-прежнему исполнял обязанности Генерального секретаря ЦК КПСС и в соответствии с занимаемой должностью мог использовать эту систему.
Дело в том, что в составе Общего отдела ЦК КПСС находился 4-й сектор, осуществлявший прием, учет, рассылку шифротелеграмм, поступающих поступавших в ЦК КПСС, и контроль за их возвратом, шифрованную и телетайпную связь с местными партийными комитетами, а также инструктирование работников, выполнявших указанные функции на местах т.е. фактически в рамках ЦК КПСС функционировала своя собственная шифрованная связь, которую обслуживали исключительно сотрудники аппарата ЦК КПСС.
К 1991 году этот сектор имел шифрованную телетайпную и шифрованную телефонную связь, позволявшую связываться через правительственные шлюзы не только с высшими партийными чиновниками, но и с любыми высокопоставленными государственными деятелями СССР.
Любопытная деталь. В 4-й сектор Общего отдела ЦК КПСС негласно запрещалось принимать на службу сотрудников, ранее работавших в КГБ СССР. Это правило существовало еще с конца 1930-х годов после того, как И. Сталин узнал о том, что руководитель НКВД Г. Ягода прослушивал все его телефоны, в том числе и ВЧ. Тогда же была организована и специальная связь при аппарате ЦК КПСС .
Когда после войны Сталин узнал о яростной борьбе за власть среди своих ближайших соратников, в 1949 году он расширил это ведомство, создав Главное управление специальной службы при ЦК ВКП(б). В СССР в тот период по эффективности криптографической защиты информации (шифрование и дешифрование) этому подразделению не было равных. Глава государства в любой момент мог связаться по закрытой связи с самым дальним уголком страны и в считанные минуты пригласить к разговору любое лицо (структура этого ведомства, приведена в приложении к статье*).
И. Сталин, впрочем, как и В. Ленин, понимал, что необходимо «крепко держать» в своих руках, т.е. постоянно контролировать шифрованную связь высшего партийного и государственного аппарата страны.
После смерти И. Сталина специальная связь партии по требованию Л. Берии немедленно была передана в 8-й отдел МВД СССР, но часть её осталась в составе Общего Отдела ЦК КПСС для обслуживания высших партийных деятелей. Затем в марте 1954 г. 8-й отдел МВД СССР перешел в подчинение Восьмого Главного управления КГБ при СМ СССР. Но даже тогда структура специальной связи ЦК КПСС оставалась полностью независимой от КГБ СССР.
Начальник 4-го сектора фактически подчинялся Генеральному Секретарю ЦК КПСС и докладывал лично ему о поступавших в ЦК КПСС шифровках особой важности. Более того, он имел возможность по указанию Генерального Секретаря ЦК КПСС контролировать переговоры, которые велись по шифрованной связи ЦК КПСС. Естественно, КГБ СССР не имело никакого доступа к этой информации.
Ни в каких документах или высказываниях бывших партийных и советских деятелей нет сведений о том, что сотрудники КГБ СССР отключили специальную шифрованную связь аппарата ЦК, обслуживавшую, в том числе, Генерального секретаря ЦК КПСС в Форосе…
Это было невозможно сделать без специального указания Генерального секретаря ЦК КПСС или же физического устранения сотрудников 4-го сектора Общего отдела ЦК КПСС. Вероятно, Михаил Сергеевич вряд ли рискнул дать такое указание, а сотрудники КГБ СССР не стали бы осуществлять физический захват сотрудников аппарата ЦК КПСС, чтобы отключить шифрованную связь аппарата ЦК КПСС.
Вероятно, партийная шифрованная связь ЦК КПСС нормально функционировала во время августовского переворота 1991 года, что обеспечивало М. Горбачеву надежную и устойчивую закрытую связь с любыми высшими государственными деятелями на всей территории СССР. Почему же Горбачев не воспользовался ею?
Неужели был прав бывший министр обороны, маршал Дмитрий Язов, заявивший в одном из интервью: «Горбачев выжидал, кто победит. Это все вранье, что у него связи не было, что приемник нашел и антенну из веревочки делал. И мобильная связь была специальная — «Кавказ». И ядерный чемоданчик…»
Полагаю, читателям изучающим историю нашей страны, чтобы лучше понять причины распада СССР, было бы интересно узнать ответ на этот вопрос непосредственно из уст самого Михаила Сергеевича…
*ПРИЛОЖЕНИЕ
Структура Главного Управления специальной службы при ЦК ВКП(б)
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 162. Д. 42 Л. 76-81. Подлинник. Машинопись
19 октября 1949 г. Совершенно секретно
Приложение №1 к постановлению ЦК ВКП(б) от 19 октября 1949 г. № П71/426
РУКОВОДСТВО. УПРАВЛЕНИЕ № 1
(дешифровально-информационное) ведет работу по аналитическому раскрытию шифровальных машин, шифров и кодов США, Англии и других иностранных государств, а также чтение иностранной дипломатической, военной, коммерческой и агентурной шифрпереписки.
1. Руководство.
2. Первый отдел — дешифрование американских шифрматериалов.
3. Второй отдел — дешифрование английских шифрматериалов.
4. Третий отдел — дешифрование шифрматериалов европейских стран.
5. Четвертый отдел — дешифрование шифрматериалов остальных стран.
6. Пятый отдел — машинная обработка шифрматериалов.
7. Шестой отдел — информационный.
УПРАВЛЕНИЕ № 2
(отечественной шифрованной связи) ведет разработку и изготовление шифровальных машин, аппаратуры секретной топографии и телефонии, шифров и кодов для министерств, ведомств и организаций, имеющих шифрованную связь, а также контроль за постановкой шифровальной работы и использованием средств шифровальной связи в министерствах, ведомствах и организациях.
1. Руководство.
2. Первый отдел — контрольно-инспекторский.
3. Второй отдел — разработка ручных шифров и кодов.
4. Третий отдел — изготовление шифровальных и перешифровальных документов.
5. Конструкторское бюро — разработка машин независимого шифрования, секретной телеграфии, телефонии и машин для заготовки ключей.
6. Типография.
УПРАВЛЕНИЕ № 3
(радиоперехвата шифрованной переписки иностранных государств) ведет радиоперехват шифрованной переписки иностранных государств, а также разработку и изготовление специальной радиоперехватывающей аппаратуры.
1. Руководство.
2. Первый отдел — служба радиоперехвата.
3. Второй отдел — технический.
4. Третий отдел — оргстроевой и боевой подготовки.
5. Четвертый отдел — политический.
6. Пятый отдел — военного снабжения. ОТДЕЛ КАДРОВ.
ХОЗЯЙСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ. СЕКРЕТАРИАТ.
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ. Ведет разработку: теоретических основ дешифрования, главным образом машинных шифраторов Америки и Англии; теоретических основ и анализа стойкости отечественных шифров; проблем по созданию и использованию быстродействующих счетно-аналитических машин и проблем по новым методам перехвата сообщений.
1. Руководство.
2. Ученый совет.
3. Отдел теоретической криптографии.
4. Отдел счетно-аналитической техники и новых методов перехвата.
5. Научно-исследовательские лаборатории.
6. Аспирантура.
7. Библиотека.
Опытный завод по изготовлению шифровальной и дешифровальной техники.
Школа подготовки криптографов.
Курсы переподготовки и совершенствования радиоразведчиков и шифровальщиков. Войска специальной службы.
Дешифровальные отделы в Ленинграде, Тбилиси, Хабаровске и Киеве.
Контрольно-инспекторские группы главного управления специальной службы при ЦК компартий союзных республик, крайкомах и обкомах ВКП(б).
Приложение публикуется по сборнику «Лубянка. Сталин и МГБ СССР. Март 1946 — март 1953: Документы высших органов партийной и государственной власти».