Редкий политик у нас теперь не писатель: на Международной московской книжной выставке-ярмарке с читателями встретился Сергей Миронов — автограф-сессия была посвящена книге «В интересах народа». Николай Левичев презентовал новое издание «PRO политику». Геннадия Зюганова ждали на стенде газеты «Правда», но лидер коммунистов отправился на ярославский форум, а его книгу «Перед рассветом» представили читателям однопартийцы. Некоторые политики, впрочем, предпочитают анализировать не настоящее, а прошлое: в серии ЖЗЛ на ярмарке торговали биографиями «Канцлер Румянцев» и «Горчаков». Автор — Виктор Лопатников, председатель Комиссии СФ по культуре.
Обилие знаменитостей (книги ныне издают не только политики, но и музыканты, телеведущие, экстрасенсы, церковные деятели и проч.) на нынешней ярмарке впечатляло. Но как бы ни был богат московский форум, здесь — лишь вершина книжного айсберга. В минувшем году, по данным Российской книжной палаты, издательствами было выпущено почти 122 тыс. наименований книг и брошюр совокупным тиражом 653,8 млн экземпляров. Любопытно, что каждая четвертая книга — издание политической и социально-экономической тематики (33 тыс. названий). Литераторов в словотворчестве почти в два раза обошли политики и экономисты — номенклатура художественных произведений составила лишь 18 тысяч.
Доклад Роспечати, подготовленный к ярмарке, позволил по-новому взглянуть на развитие книжной отрасли и культуры чтения. В год на душу населения у нас приходится по 4,61 экземпляров издательских новинок. Средний тираж издания — 5 тыс. экземпляров, а средний объем — 12 печатных листов. Но цифры лукавы: на самом деле 50 тыс. наименований изданных книг у нас вышли тиражом менее пятисот экземпляров.
Размах столичного форума не случаен — 40 процентов всех продаж осуществляется в Москве, при том, что количество книжных магазинов в стране колеблется в пределах трех с половиной тысяч. Движение интеллектуального товара от производителя к покупателю в России ныне сильно затруднено — это признают не только издатели, но и, например, деятели киноиндустрии — проблемы дистрибуции для них давно уже стали ключевыми.
То, что книгоиздательский бизнес страны стоит на пороге решающих перемен, особенно чувствовалось на этой ярмарке. Никогда еще форум «Книгобайт» здесь не проходил с таким размахом и не собирал столько заинтересованных лиц: наступление электронной книги, «читалок-ридеров», «смерть газет» — все эти вопросы обсуждались уже как «решенные». Очевидно, что начавшееся десятилетие будет характеризоваться не «косметическими» изменениями тех или иных параметров развития отрасли печати, а коренной перестройкой мировой издательской индустрии в целом. В Роспечати считают, что первое десятилетие XXI века стало последним периодом традиционного книгоиздания, и с этим мнением трудно не согласиться. «Цифра» активно завоевывает территорию Гутенберга, и прежде всего в мировой паутине. Так, Александр Ройфе, главный редактор «ЛитРеса», российской площадки по торговле электронными книгами, отмечает, что несмотря на обилие пиратского контента продажи его компании с многозначительным слоганом «один клик до книг» устойчиво растут. «Если дела пойдут таким же образом, то электронная и бумажная книги через шесть лет займут равные ниши на рынке», — считает эксперт. Возможно, эти изменения произойдут еще быстрее — уже сегодня цена самой дешевой «читалки» (устройства для электронных книг) упала до 3 тыс. рублей, и это — не предел.
Доля пиратского контента при скачивании ныне достигает 80 процентов, но постепенно эта цифра будет падать — читатели предпочтут заплатить 20 рублей и получить качественный продукт и целый набор сервисов и техподдержки, считают аналитики, связанные с торговлей. Мы же можем прогнозировать дальнейший рост бесплатной информации в Интернете; впрочем, в любом случае бумажному изданию, средняя цена которого ныне достигает 222 рубля, конкурировать со своим виртуальным «зеркалом» будет весьма проблематично. Еще немного, и розничные цены на печатную продукцию достигнут психологического предела — не каждый будет готов выложить, допустим, за томик Василия Розанова 20 долларов.
«Книга — не дешевка, не разврат, не пойло, которое заманивает «опустившегося человека». Не дева из цирка, которая соблазняет дешевизною. Книгу нужно уважать: и первый этого знак — готовность дорого заплатить», — размышлял Василий Васильевич в «Опавших листьях». История распорядилось по-другому — большинство наших граждан не хочет ни платить, ни читать. По данным ВЦИОМ, доля россиян, вообще не читающих книг, с 1996 года по 2010 год увеличилась на 17 процентов — с 20 до 37. Зато число активных библиофилов составило лишь 23 процента, и эта цифра продолжает снижаться. В медиапотреблении наших соотечественников, по данным исследовательской компании «TNS Россия», книжному чтению отводится не более 9 минут в день, тогда как доля телевидения устойчиво держится в пределах 4 часов. Комментарии, как говорится, излишни…
Возможно, приохотить к чтению молодого человека помогут новые технологии доставки книг. В Германии или в США, заказав отсутствующее издание в книжном магазине, читатель уже через сутки получит искомый том. В России такая практика — из области фантастики. Как бороться с неразвитостью дистрибуции? Выходом может стать цифровая печать книги по требованию. Впервые на московской выставке-ярмарке большое внимание было уделено проекту «On Demand Russia», в рамках которого был представлен обзор современного оборудования для оперативной полиграфии. Цифровая техника заняла выставочную площадь почти в тысячу квадратных метров. Спрос есть: уже сегодня 120 тыс. наименований в крупнейшем Интернет-магазине Ozon.ru стали доступны в разделе «Книги по требованию» (произведение печатается по заказу клиента).
Цифровая печать незаменима и, например, для решения проблемы вузовских учебников. Сегодня в этой сфере обозначилась весьма тревожная тенденция: за 2002–2010 годы число студентов выросло почти на 25 процентов, при этом выпуск литературы для вузов увеличился по числу названий почти на 90 процентов и сократился по тиражу почти на 55 процентов. Если в расчете на одного студента в 2002/2003 году приходилось 6,2 экземпляра книг, а в 2009/2010 году — только 2. Оснащение вузов цифровой полиграфической техникой, когда у каждого студента будет возможность получить буквально через сутки необходимый учебник, могло бы существенным образом снять проблему. На ярмарке, кстати, вузовская книга была представлена весьма скромно, что явилось еще одним подтверждением неблагополучия в данной области.
Ну и в заключение нашего краткого обзора традиционная рекомендация: что читать? Остановимся на художественной литературе. В списке десяти самых издаваемых авторов в России — шесть дам-детективщиц, которых и так все знают. Назовем литераторов, не менее достойных известности. В серии «Молодая литература России» на ярмарке был представлен роман «Предвестники табора» действительно молодого и талантливого автора Евгения Москвина. А самую многолюдную презентацию собрала, пожалуй, книга архимандрита Тихона «Несвятые святые», посвященная братии Псково-Печерского монастыря. И хотя один из рассказов в сборнике называется «О том, что нельзя совмещать служение Слову и заработок», этой книге вполне можно предрекать коммерческий успех — написанная просто и без затей, она увлекает читателя не заемной интонацией и отличным знанием фактуры. Настоящий, весьма добротный «производственный роман» о церкви. Не то, что ядовитый сериал «Школа», чьи авторы тоже презентовали свою новую книгу на ярмарке. Вот такое разнообразие — поистине на любой вкус.