«Славянский базар»: гоп-стопы поувяли

Лидия Сычева
Писатель

«Не уходи, побудь со мною…» - поёт, чуть манерничая, Александр Малинин на «Славянском базаре» в Витебске. Публика здесь, как всегда, доброжелательна к артисту. А всё же чуда преображения, вживания в чужую судьбу, в ходе концерта не происходит. Вслед за Станиславским хочется сказать: «Не верю, уходи». Трагизм жизни, сосредоточенный в великом романсе,  превращался в китч.

«Ямщик, не гони лошадей», - весело мелодикламировал Малинин. Трагедия чужой любви низводилась до лихой песенки, которая будто звучала где-то под пальмами, на тропическом острове, где у исполнителя нет никакого представления о русской безотрадной жизни.

Но вот после испытанной классики пошли, наконец, современные творения. Кто ж, интересно, такое написал?! «Если бы не ты, я не был бы так счастлив, не будь со мной тебя». Как спеть это нагромождение местоимений без потерь для уха и голоса?!

Александр Малинин вовсе не худший на нашей эстраде, и на «Славянском базаре» в частности. Наоборот, он честней многих, и посему пороки российской массовой культуры на его концерте оказались заметней. Фальшивые интонации и жесты, натужные и ненужные интерпретации известных романсов, эмоциональная незатратность.

Пение на корпоративах для богатых и пьяных «отформатировало» многих наших артистов, а телефанера сборных концертов совсем уж отделило «малое стадо» сие от народа. Культурная имитация торжествует! Ну, правда, «простушка Ваенга» не на шутку переполошила шоу-бомонд – она-то откровенно борется за свой талант, за народную любовь, и даже пьяных олигархов-корпоративщиков не побоялась выгнать с концерта в Барвихе. И, кстати, когда на «Славянском базаре» Елена Ваенга вышла петь дуэтом с Александром Малининым, артист совершенно преобразился - будто его «живой водой» сбрызнули. Совершенно ординарная песня «Две души» вдруг зазвучала как откровение. Животворящая сила таланта!

 

***

Прошлый «Славянский базар» проходил под рефрен «гоп-стопов» и натужного разгула российских «звёзд» разлива «лихих 90-х». Смотрелось это действо весьма жалко: сияли только вставные зубы, а не «звёзды». Артисты орали в микрофон, имитировали страсть, играли в медийные игры. Что ж, их было даже жаль – марионеток из театра Карабаса-Барабаса, вынужденных жить по «понятиям», возносящим на телевершину пошлость и посредственность.

На этом «базаре» российские «гоп-стопы» поувяли – фестиваль подвергся реформированию. В январе 2013 года, выступая на пресс-конференции перед белорусскими и зарубежными журналистами, Александр Лукашенко заметил, что «Славянку» надо обновить и поручил министру культуры республики Борису Светлову разработать концепцию праздника. Так возникла идея «фестиваля фестивалей»: Витебск как площадка для лучших артистов других музыкальных форумов. В итоге «базар» стал компактней и короче за счет сокращения тематических дней России, Украины, Белоруссии (в программе остались День Союзного государства и День молодежи).

Понятно, что Россия, являясь самой большой славянской страной в мире, теоретически должна быть «законодательницей мод» на таком празднике. И, наверное, логично было бы, если бы именно мы придумали подобный фестиваль и ежегодно проводили его в Костроме, Вологде или в Тамбове с размахом не меньшим, чем в Витебске. Но, удивительное дело: сегодня, объективно, именно Беларусь является некоронованным лидером славянского мира. Да, у неё нет таких материальных богатств, как в России, а, следовательно, нет и такого влияния. Но – не хлебом единым! Белорусы достойны уважения и восхищения: это единственная республика СССР, сохранившая прежний государственный флаг. Его основа - красный стяг, тот самый, что реял на площадях городов, освобожденных от фашистской оккупации. Знамя Победы! Не меняя символов, здесь сумели добиться в области государственного суверенитета больше, чем в какой-либо иной постсоветской республике. Не занимаясь гонениями на русский язык и всячески подтверждая свою приверженность общеславянскому единству, здесь сохранили самобытную белорусскую культуру и укрепили национальное самосознание, которое как раз и отвечает на вопросы «что есть хорошо и что есть плохо» для родного народа. В этой самобытности нет ничего показного, демонстративного, но то, что белорусы – это совершенно самостоятельный народ со своим пониманием жизни, сомневаться не приходится. Они любят родную землю и стараются украсить каждый её уголок.

Это умение упорно и некрикливо отстаивать свою веру, культуру, право на государственность, это умение жить и работать сообща формировалось у белорусов веками и оплачено немалыми потерями. Ныне Белая Русь – пример для Великой Руси и для Малороссии. Кто в 1992-м году, когда всё шаталось и падало, напомнил славянам, что они – славяне, организовав фестиваль в Витебске? Кто все «девяностые» и «нулевые», невзирая на искусы сильных мира сего, развивал село («народ должен быть накормлен»), поднимал производство («народ должен быть одет и обут»), искал пути интеграции (без Союзного государства не было бы сегодня никакого Таможенного союза).

Конечно, при такой трудовой занятости, «пища духовная» потреблялась в основном импортная. Одесситы снабжали юмором, россияне – «гоп-стопом»… Родила ли Беларусь за постсоветские годы какой-нибудь знаменитый блатняк или «пошляк»? Что-то не припоминается, честно говоря. (К счастью.) А вот Украина прислала в этом году на «Славянский базар» юмористов. На открытии фестиваля два Владимира - Данилец и Моисеенко – показали номер «Виза в Европу», кривляния с использованием обсценной лексики. (А говорят, что в Белоруссии нет демократии, и даже певцов вынуждают исполнять композиции под «фанеру» - мол, ещё ляпнут что-то лишнее при Лукашенко! Украинские юмористы сей миф развеяли – присутствие на концерте Президента Беларуси на их творческую раскованность совершенно не повлияло.)

Зато наконец-то поужались и построжели наши «гоп-стопы». Но всё равно не взорлили – национальное искусство горлом и топотом не возьмёшь. Увы, Надежда Бабкина с ансамблем антирусской песни «Русская песня» – это не хор Пятницкого и не ансамбль Игоря Моисеева (не путать с Борисом Моисеевым). Мария Девятова – обаятельная и красивая девушка, но по своим вокальным данным отнюдь не Роза Рымбаева (артистка из Казахстана слегка усладила ностальгические чувства той части аудитории, которая родом из СССР). Зато порадовали глаз и ухо зарубежные гости - победительница «Евровидения», босоногая Эммили де Форест из Дании и страстный латвиец Интарс Бусулис, давний лауреат «Новой волны». Ах, молодость! Ты прекрасна тем, что не умеешь, да и не хочешь лгать…

 

***

Кто же оказался на «Славянском базаре»-2013 лучшим вокалистом-славянином? Пожалуй, Аль Бано, Альбано Карризи, прославленный итальянский тенор, триумфатор Сан-Ремо, автор неумирающей «Феличиты», которой рукоплескала в этом году и витебская публика. Это действительно великий артист, мировая величина, и масштаб его дарования и личности проявляется во всём – и в его вдохновенном вокале, и в том, как он кланялся зрителям, целовал сцену Летнего амфитеатра, с какой сердечностью и теплотой относился к публике.

«Итальянский концерт» на «Славянском базаре» как раз и стал триумфом искусства национального – уроком любви к родному языку, к мелосу и гармонии, к своему народу. Но кульминацией концерта, где так же блистали своим мастерством  Риккардо Фольи, Пупо, Тони Эспозито всё-таки стала не «Феличита», а начало 1-го концерта Чайковского в вокальном переложении Аль Бано. Великая славянская музыка, вдохновенное пение итальянца! Чудесный подарок Витебску из Сан-Ремо от настоящего национального артиста.

Да, вот так – кто как поёт, тот так себя и ведёт! Миру осталось неведомо, устраивал ли Аль Бано в Витебске скандалы из-за тесной гримерки, или из-за того, что ему дали номер в гостинице не с тем видом из окна. Видимо, нет, не устраивал, в отличие от некоторых других малоизвестных миру гостей – настоящий артист не может себя унизить мелочностью и склочностью. Зато все видели, что итальянец пел, не жалея себя. Талант – Божий дар. Ну, а те, кто считают, что талант – это результат пиара, семейного блата или личной пронырливости, ведут себя по-другому.

Немного о сценографии: голосистый финал итальянского концерта оказался гораздо зрелищней и милей сердцу, чем «массовые сцены», кои время от времени нарушали течение концерта Дружбы в День Союзного государства. Зритель мог созерцать хаос и «сумбур вместо музыки» - одни артисты пляшут в народных костюмах, другие поют что-то жизнеутверждающее, третьи крутят гимнастическое сальто, сплетая полуголые тела в «колесо», а в разноцветном небе парит в это время нечто в белом балахоне, напоминающее приведение Каспер из детского мультфильма. К чему сия бессмыслица?! Как тут не позавидовать североосетинскому хореографическому ансамблю «Хуры тын», исполнявшему народный танец: у ладных джигитов и стройных красавиц никто не вился под ногами и не мешал им демонстрировать своё мастерство.

А вот слабо в следующий раз режиссёру соединить строгое искусство «Хуры тын» с полуголыми гимнастками?! (Со славянским танцем уже такой эксперимент проведён. А как же «оскорбление чувств», пусть даже и эстетических?) Это был бы сильный ход: добавить к кавказской лезгинке массовку с детьми, ряженными в чёрно-оранжевые трико, похожими на костюмы от «Билайна» - это как бы пчёлки; присоединить  к толпе странных существ в «накомарниках», напоминающих то ли инопланетян, то ли войска химической защиты и украсить всю эту сценическую мешанину гигантскими лилиями, парящими в верхотуре. Получится ли из этого всего великолепия вдохновляющий символ Дружбы?! Посмотрим, посмотрим…

Окончание здесь

 

Другие записи в блоге