«Славянский базар» и культурный суверенитет

Лидия Сычева
Писатель

Начало здесь

 

В 2011 году «Славянский базар» совпал с трагедией на «Булгарии». В 2012 – с наводнением в Крымске. В 2013 – со страшной автомобильной аварией в Новой Москве.

Почему так? Потому что в России экономика и политика совмещают несовместимое, как и сценография концерта Дружбы – «смешались в кучу кони, люди и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой…». Не жизнь, а война за выживание.

Наблюдая наездами порядки и обычаи в соседней стране, понимаешь: да, вовсе не все белорусы в восторге от «батьки» Лукашенко и его правления. (Вообще-то, всеобщее народное единодушие и «одобрямс» только на зомбосеансах у экстрасенсов случается.) Но можно ли представить, чтобы в Белоруссии на неисправном КамАЗе с транзитными номерами гражданин Армении со множеством предупреждений за нарушения ПДД перевозил щебень близ Минска от какой-то теневой фирмы?! Нет, это совершенно невозможно. Как и затопление на Западной Двине прогулочного теплохода по неисправности, как и гигантское разворовывание денег, выданных для строительства дамб от наводнения…

И тут мы вплотную подходим к вопросу о культурном и государственном суверенитете. Зависит ли Россия от Америки? Ну, допустим, если вдруг завтра США бесследно испарятся с лица земли, наступит ли у нас голод, холод, энергетический кризис? Вряд ли. Перемогём как-то. Наша зависимость от США носит, прежде всего, духовный характер. А вот если вдруг завтра исчезнет Россия, то белорусам придется нелегко – мы и рынок сбыта, и поставщик энергоносителей, и какая-никакая опора в международной политике.

Но странное дело: почему же при таком раскладе белорусы осознают себя хозяевами на родной земле, а русские – нет? И не от первого ли лица в стране идёт это ощущение?!

 

***

Конкурс молодых вокалистов на «Славянском базаре» вызывает у музыкальных критиков и зрителей разные чувства – кто-то им восхищается, а кто-то и возмущается. Одних не устраивают решения жюри, других – сами конкурсанты. Ну, это уж дело вкуса, с коим, как говорится, можно и поспорить.

Конкурс длился два дня и собрал на витебской сцене двадцать одного участника. География впечатляла – тут вам и далёкая Австралия, и романтичная Италия, и нордические представители Прибалтики, и целая россыпь талантов с Балканского полуострова. Особенно интересным был второй конкурсный день – вокалисты, освоившись на сцене Летнего амфитеатра, меньше волновались, исполняя песни на славянских языках, и смогли показать, что называется, «товар лицом».

Россию представляла Рая Мовсисян – талантливая, творчески одарённая девушка из Курска, армянка, исполнившая с большим чувством две русские народные песни. Для такой юной участницы – Рае 19 лет – её выступление можно считать удачным: зрители приняли её тепло, а домой она возвращается со специальной премией имени Владимира Мулявина за лучшее воплощение национальной темы.

Витебские зрители, безусловно, запомнят и Евгения Андриянова из Молдавии – этот хрупкий юноша обладает недюжинным голосом, а своей «Исповедью» (слова и музыка Николая Носкова) он пронял даже жюри, которое поставило ему 99 баллов из 100. Правда, победитель конкурса, поляк Михал Качмарек, за своё исполнение получил высшую оценку.

Запомнилась по выступлению во второй конкурсный день и Анна Азарова из Украины – она сумела не только спеть, но и сыграть, проживая на сцене свою вокальную роль. Две балканские красавицы – Красимира Атанасова из Болгарии и Йована Ральич из Боснии и Герцеговины усладили слух гармонией; верно говорят, что к удачному исполнению хочется возвращаться вновь и вновь!.. Конкурсант Сварогов из Словении приготовил для выступления песню на русском языке, которую сочинил сам, а македонец Нико Гьоргиевски признался в любви к романсам Рахманинова: «Музыка такого гения будет жить вечно!»

Витебская публика всех принимала хорошо, бурно болела за «своего» Александра Соловьёва, что не мешало ей щедро награждать аплодисментами даже самых главных конкурентов белорусского вокалиста. Провожали из республики молодых исполнителей с гостинцами – на церемонии награждения, помимо дипломов и призов, конкурсанты получили подарки от местных обувщиков и пищевиков. Журналисты шутили: «Ну вот, обули, накормили, напоили…»

Да, славянскому миру ныне нужны Бояны, а не шуты. И народ, конечно, своих соловьёв прокормит. Тоска по прекрасному, сколько бы её не пытались заместить силиконовыми спецэффектами, всё ещё живёт в человеке: с какой благодарностью принимал Витебск Методие Бужора, исполнившего лучшие песни Муслима Магомаева! Не первый год на фестивале с успехом выступает и украинский вокалист Владимир Квасница, чей репертуар тесно связан с творчеством гениального тенора Анатолия Соловьяненко.

Эта «реинкарнация» лучших артистов советского времени заставляет задуматься: а кого из нынешних эстрадников будут перепевать лет через двадцать?! Неужели Сережу Жукова (группа «Руки вверх»), имевшего этим летом в Витебске сумасшедший успех?! Впрочем, вполне объяснимый: на его незамысловатых, простых, но добрых песенках в жестокое время всеобщего озверения духовно согрелось целое поколение подростков.

Что ж, «Славянский базар»-2013 отпел и отплясал. Он стал ещё одной страницей нашей культурной истории и заставил задуматься о глубинных тайнах русской жизни. Сергей Есенин писал:

 

Зреет час преображенья,

Он сойдет, наш светлый гость,

Из распятого терпенья

Вынуть выржавленный гвоздь.

 

Так и будет! Верим…

 

Витебск – Москва

 

Другие записи в блоге