Биеннале эпохи кризиса и возрождения

Куратор проекта Наталья Заболотная: «Запуск биеннале для Украины в сегодняшних реалиях возможен разве что „стрессовым путем“»

Киев ожидает нашествие не только футбольных болельщиков — со всеми мира сюда летят арт-звезды. На Первой киевской биеннале, которая стартует сегодня в пространстве бывшего военного завода Арсенал, соберется больше полторы тясячи гостей и около сотни художников из 30 стран мира, которые готовят громкие арт-действа. Место сбора и главная площадка биеннале — Мыстецький Арсенал — «украинский Лувр», как его еще называют, и один из самых дорогих культурных проектов Украины — его реконструкция обойдется стране в 1,5 млрд. грн. (это примерно 6 млрд. рублей). Накануне старта первого международного арт-форума в Киеве, «МК» пообщался с директором  Арсенала и комиссаром Биеннале Натальей Заболотной.

Куратор проекта Наталья Заболотная: «Запуск биеннале для Украины в сегодняшних реалиях возможен разве что „стрессовым путем“»
Наталья Заболотная

— Наталья, почему именно в этом году удалось осуществить эту идею, назревавшую не первый год? Способствовал ли запуску биеннале тот факт, что впервые (и в те же сроки) на Украине проводится чемпионат Европы по футболу?

— Разговоры об украинской биеннале в художественной среде продолжаются уже лет десять, с того момента, когда Украина впервые со времен своей Независимости была представлена на Венецианской биеннале. Инициативу команды Мыстецького Арсенала поддержал Президент Украины, Министерство культуры Украины, Киевская государственная городская администрация. Воплощение проекта биеннале для Украины в сегодняшних реалиях — задание амбициозное и непростое, реализовать которое можно разве что «стрессовым путем». Ожидать каких-либо благоприятных условий, значит отложить этот проект еще на десятилетия, но мы живем «здесь и сейчас». Не бывает идеальных обстоятельств, но, тем не менее, на протяжении столетий строились музеи, учреждались мировые арт-форумы. Нельзя сейчас упустить этот шанс, потому что созрело активное молодое поколение художников, которое пока еще выходит на глобальную арт-сцену через культурные платформы других стран. Мы создаем для них условия для развития на родине и возможности презентации их творчества на международной арене. Куратор Девид Эллиотт, исследуя местную художественную среду, отметил, что есть много современных украинских художников разных поколений, неизвестных за рубежом, которым для мирового успеха не хватает только информационного трамплина. В рамках Специального проекта и Параллельной программы мы широко представим художественную карту Украины последних десятилетий.

Биеннале в организационном плане не имеет никакого отношения к чемпионату по футболу. Совпадение этих двух событий по времени скорее усилит информационный эффект каждого из них для мировых СМИ. Это хорошо, что Украина делает такой комплексный рывок, можно даже сказать, вторжение в международное информационное поле, которое поспособствует формированию имиджа страны.

— Современная культура постмодерна помешана на идее саморазрушения. Вот и тема Первой киевской биеннале — «Лучшие времена, худшие времена. Возрождение и Апокалипсис в современном искусстве». И каковы признаки Возрождение contemporary art и «конца эпохи», как выразился британский куратор Киевской биеннале Дэвид Эллиот?

— Тема «конца эпохи» становится объектом рефлексии в искусстве со второй половины 20 века. Искусство очень чутко откликается на идейные тенденции и настроения в обществе, и остро на них реагирует. «Лучшие времена — худшие времена» — сентенция в названии Главного проекта биеннале, апеллирует к цитате Диккенса и обозначает два полюса, между которыми перманентно балансирует человечество. Я бы не воспринимала формулировку темы Главного проекта буквально, «возрождение», как и «апокалипсис» — метафорические обозначения состояния цивилизации на определенном этапе, циклически сменяющие друг друга фазы существования человечества. Безусловно, в последние десятилетия ощутим кризис эпохи в широком понимании этого слова, и саморазрушение, как тема художественных изысканий, ярчайшее тому доказательство.

— Недавно ведущие российские галеристы Марат Гельман, Елена Селина и Айдан Салахова заявили, что на рынке российского современного искусства кризис, и что им «надоело перестраивать коллекционеров с набора „родной речи“ на современное искусство», как выразилась Айдан. Есть на Украине такие проблемы? Насколько высок интерес публики к современному искусству?

— Украинская публика в большинстве своем настроена весьма консервативно. Коллекционеры, за небольшими исключениями, также ориентированы на традиционное искусство. В этом нет ничего странного — десятилетия идеологизированной культурной политики, пропагандирующей искусство «понятное народу», не прошли бесследно, и искоренить это восприятие, эстетически застрявшее между реализмами последних двух веков, преодолеть за двадцать лет невозможно. Молодое поколение почитателей искусства — конечно, люди совершенно иной формации, среди которых созревают коллекционеры, сфокусированные исключительно на современном искусстве. Думаю, что биеннале настроит общество в сторону более прогрессивных позиций, и поможет преодолеть некоторые анахронизмы в восприятии творчества современных художников, унаследованные с советских времен. Ситуация вовсе не безнадежна, но требует усилий художественного сообщества страны, а также решения более глобальных вопросов, таких как модернизация культурной политики в целом.

— Много ли в принципе в Киеве галерей, занимающихся contemporary art? И сколько из них будут принимать участие в параллельной программе биеннале?

— В Параллельной программе «Арсенале» принимают участие более 30 художественных локаций Киева, Харькова, Одессы, Херсона, большинство из них — столичные музеи, арт-центры и галереи. Что касается украинского арт-рынка, то пока он пребывает в стадии формирования. И, кстати, Арт-Киев — первая международная ярмарка современного искусства в Украине, учрежденная в 2006 году, еще во времена моей работы в Украинском доме (бывший музей Ленина), направлена именно на консолидацию профессиональной среды, уплотнения коммуникации в этой сфере, и соответственно, структурирование арт-рынка в будущем. Функция Арт-Киева скорее пропагандистская, чем коммерческая, направленная на поднятие престижа современного искусства в нашем обществе с одной стороны, а с другой — на активизацию отношений украинских галерей и художников с их иностранными коллегами. Этот крупный проект в организационном плане стал для нас своего рода испытательным плацдармом для проведения такого масштабного арт-форума, как «Арсенале».

— Реконструкция Старого Арсенала, которая недавно началась, — пожалуй, самый масштабный и дорогостоящий проект перестройки под музейный комплекс в Украине. Что уже сделано? Каким должен стать музей после завершения реконструкции? Как будет сейчас организовано пространство главной площадки биеннале?

— Национальный комплекс Мыстецький Арсенал расположен в исторических помещениях рубежа 18-19 вв. на древних киевских холмах, возле Киево-Печерской Лавры. Здание Старого арсенала спроектировано генералом-поручиком Иоганном Меллером и построено по указу Екатерины ІІ в границах Старой Киево-Печерской крепости, основанной Петром І в 1706 году. Сегодня Арсенал является памятником архитектуры национального значения.

Естественно, что переоборудовать помещения, предназначенные для военных нужд под экспонирование предметов искусства, еще и в таких объемах — задача сложная и требующая немалых усилий и финансовых вложений. В процессе подготовки биеннале мы активизировали ремонтные работы, завершение которых планируется к концу 2014 года. Мыстецький Арсенал с полной уверенностью станет не просто очередной достопримечательностью в сердце Киева, а живым динамичным центром притяжения для украинского и зарубежного художественного сообщества и одним из самых масштабных музейных комплексов в Восточной Европе. В Украине появится музей нового поколения, оборудованный по последнему слову техники, с современной инфраструктурой, арт-лабораториями, конференц-залами, учебными аудиториями, электронной библиотекой, информационными центрами, книжными магазинами и т.д. Концепция будущей постоянной экспозиции предполагает демонстрацию украинского искусства от истоков и до сегодняшнего дня, а это более 10 тыс. лет. Мы уже ведем переговоры с директорами ведущих музеев разных стран по поводу обмена проектами.

Под экспозицию биеннале сегодня задействованы залы общей площадью более 20 тыс. кв. м. За последние два месяца полностью преобразовались также прилегающие территории Мыстецького Арсенала — а это около 4 га, и к открытию «Арсенале» в историческом ландшафте будет представлен Титульный проект биеннале — «Архаические формы — актуальный взгляд»: скифские и половецкие «бабы» из коллекций украинских музеев.

— В биеннале участвует больше 100 художников из 30 стран мира. Для чьих проектов потребовались особые условия?

— До официального открытия мне бы хотелось держать интригу относительно представленных проектов и не выделять кого-то преждевременно. Уверена, что экспозиция удивит всех зрителей, украинских и иностранных, ведь большинство участников — это звезды мировой арт-сцены. Среди работ, представленных на «Арсенале», можно будет увидеть как репрезентативные для творчества каждого из художников, так и совершенно новые, созданные специально под наш проект — всего около 250 индивидуальных и коллективных проектов.

— Куратором теоретической платформы биеннале выступит Екатерина Деготь, влиятельная фигура российской арт-сцены. Какие проекты она готовит на Arsenale-2012?

— С марта 2012 года в рамках «Арсенале» действует обширная образовательная программа — серии лекций и мастер-классов, посвященных вопросам современного искусства для широкой аудитории. Мы запланировали проведение просветительских мероприятий задолго до официального открытия самой выставки для того, чтобы подготовить, так сказать, почву для ума и души наших зрителей, подогреть интерес украинской аудитории к событиям «Арсенале». В организации просветительского направления нам также помогли украинские образовательные организации и иностранные представительства.

Дискуссионная платформа «Искусство после конца света: Что есть и чего не должно быть?», курируемая Екатериной Деготь, организована для специалистов, студентов и искушенных слушателей. В ней приняли участие ведущие теоретики современности — Борис Гройс, Зигмунт Бауман, Антон Видокль, Артем Магун и многие другие выдающиеся личности. В любом случае, современное искусство нуждается в специализированном комментарии, и мы стараемся каждый наш проект представлять комплексно, сопровождая визуальный ряд лекционной программой, стимулируя профессиональную гуманитарную среду включаться в публичное пространство.

Первая Киевская биеннале современного искусства уже состоялась в сознании мировой общественности, и этому способствовали несколько факторов: во-первых, это уникальное событие в художественной жизни Украины, во-вторых — имя всемирно известного куратора Дэвида Эллиотта, а также перечень участников — ведущих современных художников. На церемонии открытия мы ожидаем более полутора тысяч иностранных гостей, представителей высшей международной культурной лиги.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру