В Киеве вовсю кипит работа — достраиваются здания, ремонтируются дороги, люди в оранжевой униформе снуют тут и там. Случаются и ЧП — за несколько дней до открытия основной площадки Первой киевской биеннале в музейном комплексе повредили кабель и свет отключился на сутки (так что монтаж несколько затянулся), а в день открытия биеннале в городе прорвало канализацию и столицу Украину парализовали пробки. Все это не помешало устроителям арт-события открыть биеннале во время и ярко.
В разгар арт-премьеры к Мыстецкому Арсенале, что аккурат через дорогу от Киево-Печерской Лавры, прибывает кортеж премьер-министра Украина Николая Азарова. Его визит не случаен — биеннале проводится под патронажем президента, около $2,5 млн. на него выделило государство (еще $2,5 млн. добавили спонсоры). Для сравнения бюджет
В Арсенале (общая площадь которого не многим меньше венецианского Арсенале — это 60 га) кроме «Золотого лотоса» разместилось большое песчаное поле с «каменными бабами» — древними скульптурами времен энеолита, привезенными из 10 музеев Украины. Проект «Архаичные формы — актуальный взгляд» является попыткой осмыслить влияния прошлого на современные культурные традиции. В другой части — зона отдыха, где можно поваляться на креслах-мешках, созерцая забор. Он тоже превращен арт-объект — на нем художник Гамлет Зинковский нарисовал черные фигуры, он посвятил проект своим предкам. Осмысление прошлого, настоящего и будущего куратор Arsenale 2012 британец Дэвид Эллиотт поставил во главу угла. «Думать о будущем — важнейшая задача искусства. А прошлое — не тюремная камера, а платформа», — уверен он. Главную тему биеннале он определил так: «Лучшие времена, худшие времена. Возрождение и Апокалипсис в современном искусстве». А экспозицию условно поделил на разделы: Неустанное движение (про связь современности и древних верований, мифов), Во имя порядка (посвящена давлению власти на культуру), Плоть (анализирует человеческое тело, его аппетиты, желания) и Неспокойный сон (сосредоточена на ночных кошмарах и предчувствиях неотвратимой катастрофы). В основную экспозицию биеннале площадью 24 кв. м. вошли работы художников из 30 стран мира. Инсталляции масштабные и зрелищные.
Британские концептуалисты братья Джейк и Динос Чепман привезли в Киев проект, который в мягком переводе звучит так — «Чертовы динозавры»: группу скульптур с черными высохшими лицами в форме немецких эсесовцев, которые прилюдно занимаются сексом и устраивают пытки. Китаец Сонг Донг — заполнил гигантский зал грудой деревянных построек. В одной одном из объектов, сделанным из старых рам лежит капуста, в другой — шампуни и моющие средства, а из полуразвалившейся кровати растет дерево. Чета Кабаковых (почему-то попавшая в список украинских авторов) отметилась инсталляций «Монумент потерянной цивилизации»: в центре которой макет воображаемого древнего города, когда-то величественного и многолюдного, от которого сегодня остались лишь отрывочные данные.
В соседнем зале — один из самых ярких проектов «Божественная литургия», автора которого Олега Кулика неожиданно для него самого записали в список украинских художников. В центре инсталляции черная ступенчатая пирамида, на которой сидит обнаженный йог, все его тело в татуировках. «Некоторые тату исчезают, взамен появляются другие. Этот человек может вызывать дождь и солнце», — уверяет Олег. Вокруг йога в несколько слоев развешаны полупрозрачные сетки, на которые транслируются разные медитативные образы (огненные птицы, звезды, вспышки на Солнце). Зрелищную инсталляцию дополняет музыка из литургии Монтеверди...
Словом, болельщикам, которые скоро начнутся слетаться в Киев на чемпионат Европы по футболу, обеспечена культурная программа. Кроме основной экспозиции биеннале, в параллельной программе, раскиданной по всей Украине (от Одессы до Донецка), больше 40 проектов. Организаторы обещают, что через два года, когда в Арсенале, закончится реконструкция, проект будет еще более масштабным.
Киев, Мария Москвичева.