— Мы готовы на что угодно! Нас выдавливают! — негодует председатель Союза художников вернисажей Виктор Дегунин. — Двадцать лет назад правительство Москвы разрешило нам стоять здесь, торговать, показывать свои картины. Есть закон! Но Тюняева вместе с Капковым делают запрос, чтобы отменить его. Мы готовы выйти на площадь, расставить свои треноги и там торговать! Будет бардак на смех всему миру!
Весь сыр-бор — из-за длинного барака, расположенного в центре Парка искусств. Его хотят демонтировать, а на месте выложить дорожки, озеленить территорию — словом, превратить в парк, каковым «Музеон» и является. Елена Тюняева уверяет, что помещение находится в аварийном состоянии. Однако художники уходить с насиженного места не хотят.
— Это помещение простоит еще сто лет, если положить асфальт или дорожки, чтоб вода не затекала, покрасить, крышу заменить, провести свет — и все! — говорит Дегунин. — Сейчас директор парка говорит СМИ об изменении формата, а на самом деле она хочет, чтоб мы ушли. Ее идеи — недельные выставки, отбор художников — бред! Это значит, что поставят пару киосков, а у нас 250 человек без работы останутся!
Елена Тюняева формат, который художники называют «бредовым», объясняет так:
— Мы хотим перенести художников на набережную, где сейчас и так проходят вернисажи. Места там всем хватит. Но все же необходим экспертный отбор. Он не будет высокохудожественным, но нужно хотя бы вписывать эти выставки-продажи в рамки понятия «вернисаж».
— Какой европейский парк для вас пример для подражания?
— Не могу сказать, что у нас есть какой-то прототип. Но мне нравится, как устроены Regent’s Park в Лондоне, парк скульптур в Осло.
Тюняева подтвердила, что в «Музеоне» скоро появится кафе, спроектированное архитекторами по конкурсу, но оно будет не на месте вернисажей художников. «Будет много разных проектов — биеннале, видеоарт, перформансы... Не обязательно что-то строить, чтобы показать, что мы творчески развиваемся», — говорит она.
Мнения экспертов
Сергей Горяев, председатель МОСХ: «Если их решили переселить, то переселят. Не за их деньги строилось, и новое пространство тоже будет организовано не за их счет. Воевать всерьез — значит, портить и себе и другим нервы. В том павильоне их не больше, чем на набережной, — если их объединят, то это будет правильно».
Василий Бычков, директор ЦДХ: «Упорядочивание жизни на территории Парка искусств необходимо, потому что многие годы все, что здесь происходило, носило стихийный характер. Набережная, состоящая из клетушек с чудовищным искусством, требует какого-то решения. Не знаю, надо ли регулировать, — с точки зрения товара, может, и не надо...»