Арт-манежу и Худграфу приказали недолго жить

«МК» узнал, почему художественным ярмаркам отказали в аренде выставочных залов

Музейно-выставочное объединение «Столица», в состав которого входят залы «Манеж», «Новый Манеж», «Домик Чехова», музейно-выставочный комплекс «Рабочий и колхозница», музей-мастерская Дмитрия Налбандяна и музей Вадима Сидура, объявило о глобальном ребрендинге. Общественность узнала о начале модернизации весьма неожиданным способом — от куратора ярмарок «Арт-Манеж» и «Худграф», которым теперь отказано в аренде Манежа и Нового Манежа. О том, что увидят москвичи в центральном выставочном зале вместо «Арт-Манежа», существовавшего 16 лет, пока неизвестно — о планах «Столица» обещает объявить позже. Подробности арт-скандала узнал «МК».

«МК» узнал, почему художественным ярмаркам отказали в аренде выставочных залов

Манеж давно нуждался в реформе: много лет в центральном выставочном зале проходили коммерческие события, не имеющие отношения к искусству, — распродажи меда и мехов. Самыми крупными постоянными арт-событиями на исторической площадке оставались Фотобиеннале и «Арт-Манеж». Причем арт-ярмарка давно вызывала нарекания художественной общественности — ее критиковали за неразборчивость, за то, что ярмарка все больше походит на базар. Действительно, на «Арт-Манеже» выставлялись художники разного уровня — от известных, заслуженных и признанных художников до прикладников, выставлявших более декоративные вещи. Несмотря на критику, которая в разных масштабах и при разных кураторах обрушивалась на «Арт-Манеж», ярмарка благополучно просуществовала 16 лет. А в последние годы даже совершила реформу экспозиции — были возведены специальные выставочные конструкции для некоммерческих проектов (где, например, выставлялась Государственная тамбовская галерея или известнейший представитель арт-брют Александр Лобанов), а «дешевое искусство» перенесено в конец зала. Этого, похоже, оказалось недостаточно для нового руководства «Столицы».

— В середине июля нам устно сообщили, что наших проектов в Манеже и Новом Манеже не будет. Мы сразу же написали письмо на имя главы департамента культуры Сергея Капкова с просьбой оставить этот проект в живых. Ответ последовал от нового арт-директора Марины Лошак, — рассказывает куратор ярмарок «Арт-Манеж» и «Худграф» Ирина Мелешкевич.

В ее официальном письме сообщалось, что «концепция изменилась в сторону музейных, исторических проектов», а «Арт-Манеж» и «Худграф» «не вписываются в новый образ МВО «Столица». Какие именно проекты придут на смену ярмаркам, Марина Лошак не уточнила. Об этом будет объявлено в середине сентября.

— Художники и галеристы в ужасе! — продолжает Ирина. — У нас каждый год выставляется около 70 участников, в том числе и иностранные галереи. Сотни людей, которые могут позволить себе содержать только офис в Москве с ее высокими ценами на недвижимость, считали «Арт-Манеж» одной из главных возможностей выставиться... Зритель хорошо знает «Арт-Манеж» как традиционную ярмарку.

Так что «Арт-Манежа» в этом году не будет — организаторы не успеют найти другое помещение, соответствующее запросам ярмарки. А вот ярмарку графического искусства, которая последние шесть лет проходила в Новом Манеже, постараются перенести на новую территорию — все-таки «Худграф» занимала не так много места, как «Арт-Манеж».

Возможен ли «Арт-Манеж» вне стен Манежа? С этим вопросом «МК» обратился к представителям актуального и академического искусства.

Иосиф БАКШТЕЙН, комиссар Московской биеннале современного искусства:

«Уверен, что „Арт-Манеж“ нужен Москве, потому что у нас много художников и групп, работающих в разных стилях и направлениях, всем нужна площадка. Но „Арт-Манеж“ прекрасно может проходить и на других площадках — почему обязательно в Манеже? Биеннале постоянно переезжает с одной площадки на другую, и все нормально. Переговоры о том, что биеннале может проходить в Манеже, ведутся. Мы были бы рады проводить его на такой арт-площадке».

Татьяна НАЗАРЕНКО, художник: «Исторически „Арт-Манеж“ происходил в центре Москвы. Поэтому перенос ярмарки в „Сокольники“ или Нескучный сад — это значит загубить саму идею. Для изобретательного искусства, которое апеллирует к другим ценностям, нежели актуальное, тоже должно быть место. Я не так часто выставляюсь на „Арт-Манеже“, но для моих студентов ярмарка — единственная возможность выставиться в престижном месте».

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру