Доколе нам жить с «Господином хорошим»?

Дмитрий Быков: «Полет россиянина на Марс вызовет у нас однозначно позитивную реакцию»

Недолго мы горевали о закрытии «Гражданина поэта». Актуальный театр Быкова, Ефремова, Васильева возвращается в новом качестве — с песнями и плясками, смотрите, завидуйте, я — господин... точнее, «Господин хороший», презентация которого свершится 4 октября. Подробности — из первых рук, то есть от остроумного Дмитрия Быкова.

Дмитрий Быков: «Полет россиянина на Марс вызовет у нас однозначно позитивную реакцию»

— Дмитрий, новый проект — это продолжение «Гражданина поэта», только под другим названием?

— Нет, «Господин хороший» станет куда более разнообразным по формам, у нас накопилось много чисто формальных идей: больше песен, музыки, драматургии; я не исключаю, что к Мише Ефремову прибавятся какие-то его друзья и коллеги. В общем, этакое шоу, но, конечно, с элементами политического театра. В основе его будут не только цитаты из великих, не только чужие известные образцы, не только советские песенные хиты, но и вполне самостоятельные драматические фрагменты: у меня такой опыт есть, и очень хочется снова себя в этом попробовать. Единственное, совсем непонятна пока периодичность: мы рассматриваем два варианта с разными формами подачи и не знаем — будет ли это деятельность еженедельная, или реже, или чаще, или преимущественно концертная...

— Михаил Ефремов пошутил, что вы войдете в проект под именем булгаковского Коровьева...

— Все эту шутку приняли почему-то всерьез. Это просто хохмаческая отсылка к «Мастеру...», не более. Если на то пошло, я гораздо больше похож на Бегемота. И никакого Коровьева не предполагается: Быков, Ефремов, Васильев плюс некоторые вспомогательные люди.

— Периодичность непонятна, но это, как и прежде, будет попадать в Интернет в первую очередь?

— Ну конечно, но в каком виде — не знаем. Останется ли прежний портал или выйдем на новом сайте — решает Васильев, и я в это не лезу, мое дело — чисто творческая составляющая. И здесь мне очень приятно, что появились новые жанры, которых мы прежде просто избегали, из-за недостатка ресурса.

— А нет ли опасности, что, расширяясь по форме, потеряется некая цельность?

— Вы знаете, я не так хорошо думаю о себе, чтобы предположить, что от избыточного разнообразия нарушится цельность. Все равно это будут мои тексты. А я, к сожалению, достаточно похож на себя. Что бы ни делал: будь то роман, журналистика или стихи, — одна рука. И Мишу ни с кем не перепутать, хотя он актер бесконечного разнообразия. Для него не проблема спеть, станцевать, сыграть женскую роль, у него все в порядке со слухом, в отличие от меня. Хотя когда мы выступали с Мазаевым, Мазаев говорил, что в каждую третью ноту я все-таки попадал. Короче говоря, Миша — очень гибкий актер, и в «Господине хорошем» для него большие возможности.

— А название — это прямой отсыл к Путину?

— Не думаю. Это отражение той системы, где есть некая пирамида, наверху ее — господин, который всегда хороший, а вокруг — посредники-чиновники, на которых всегда можно свалить. Метафора структуры, не более чем.

— И на 99% это будет критический театр?

— Ну почему именно критический? Если случится что-нибудь прекрасное, не исключаю того, что мы тут же сделаем восторженный отзыв, ну, скажем, полет российского человека на Марс вызовет у нас однозначно позитивную реакцию. Это вообще будет то, что Пушкин называл «славной хроникой» — хроникой российских событий, среди которых далеко не все заслуживают негативной оценки. Ну просто такой дневник, или, если угодно, тростник, на котором фиксируется все происходящее, чтобы у людей не было чувства, что жизнь уходит не туда.

— Войдет в «Господин хороший» сюжет с приговором Pussy Riot?

— Если какое-то событие, связанное с этим, произойдет, мы его отразим. По горячим следам. В том и ценность проекта, что он очень сильно привязан к реальности. Иначе и быть не может.

— А ваше мнение по поводу приговора? Его абсурдности?

— Абсурдность — ваше слово. Мне-то кажется как раз, что он глубоко логичен, исходя из всего, что делает власть в последнее время. Приговор является недвусмысленным выражением ее позиции, совершенно откровенным предупреждением. А уж как реагировать на это предупреждение — общество должно решать само.

— Вы согласны с той триадой, которую озвучил Михаил Ефремов, мол, нашим кредом является «свобода, любовь и бабло»?

— Ефремов шутит на эту тему. Я был бы очень рад, если б в моей жизни было много свободы, любви и бабла. Пока, к сожалению, выполняю план только с любовью. Что касается свободы — это зависит не только от меня, и если бы было слишком много свободы, я бы, наверное, и не писал. А бабло... оно остается, увы, грезами наших друзей или оппонентов. Я мечтал бы, чтоб мое благосостояние уже начало наконец соответствовать этим слухам... но пока моя триада: любовь, скепсис и надежда.

— Вы не собираетесь покинуть страну в ближайшем будущем?

— Не собираюсь. Разве для русского писателя был когда-нибудь благотворен отрыв от языка? Никогда еще, к сожалению. Даже, казалось бы, успешный пример с Набоковым, когда ну либо вперед ногами, либо уезжать, и действительно состоявшийся литератор, но... вечная психическая травма оставалась с ним все равно. Думаю, здесь мы должны согласиться с Булгаковым, что это «кара, сопоставимая со смертью».

— Что будет на анонсированном концерте 4 октября в Театре эстрады — премьера «Хорошего» или кусочки из старых выпусков?

— Думаю, будет избранное из «Гражданина поэта» плюс несколько (не думаю, что много) номеров, скажем так, демонстрирующих новый стиль. А дальше мы посмотрим, как, где и когда это доносить... Так что презентация — это не значит, что вот сразу все началось! Это лишь показ предварительной версии.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру