Актуальная опера для «этой страны»

В Большом театре сыграли «Франциска»

Проект «Лаборатория современной оперы» стартовал в Москве с премьеры оперы Сергея Невского «Франциск» в Большом театре. Инициаторы проекта — компания молодых людей во главе с режиссером Василием Бархатовым, именующих себя «Опергруппой». Получив деньги от Минкульта России, а также заключив партнерские отношения по финансированию с ГАБТом, театром Наций и театром имени Станиславского и Немировича-Данченко, «Опергруппа» планирует до конца 2012 года выпустить четыре полноценных оперных спектакля, основанных на партитурах российских авангардистов: помимо Невского — Леры Ауэрбах, Бориса Филановского и Ольги Раевой. Лидер движения Василий Бархатов, презентуя проект, подчеркнул: что он носит характер «миссии» для «ЭТОЙ СТРАНЫ».

В Большом театре сыграли «Франциска»

Выражение «эта страна» в последнее время очень популярно и всегда звучит довольно пошло. А в случае с руководителем «Опергруппы» это и вовсе нелепо: невероятно обласканный 29-летний режиссер начал ставить спектакли на сцене государственного Мариинского театра, едва достигнув совершеннолетия. Образование он также получил в «этой стране» — в ГИТИСе на бюджетном отделении. Вот и теперь его амбициозный проект финансируется из госбюджета «этой страны». Очевидно, эстетика грубоватого стеба, которую режиссер реализует в своих телевизионных проектах на Первом канале (квинтэссенцией явилось шоу «Yesterday Live») требует культурной гармонизации. Отсюда такая полярность: с одной стороны «низкий» формат КВНовского трэша, с другой — суперэлитарная ниша авангардной академической оперы. Но есть и нечто общее — щедрое государственное финансирование.

Опера Сергея Невского «Франциск» — типичный образчик современного псевдоавангарда, музыкальный язык которого застыл в обезличенных и бесчеловечных схемах Штокхаузена, Ноно, Берио и прочих «отцов» во главе с гуру самовоспроизводящихся генераций «авангардистов» — изобретателем конкретной музыки Хельмутом Лахенманом. В тексте Клаудиуса Люнштеда святой Франциск представлен как извращенец-мазохист, с наслаждением истязающий свою плоть (вот оказывается, за что у католиков канонизируют!) В партитуре Невского — стук, скрежет, писк, вопль, «перепиливание» музыкальных инструментов, завывания, заикания — словом, весь джентльменский набор качественного шарлатанства, которое люди, панически боящиеся уличения в низком уровне интеллекта, называют высоким полетом художественного творчества. Тот факт, что все это сгнило и протухло уже несколько десятилетий назад и на «современность» никак не тянет — не важно. В Европе, где регулярно проводятся фестивали современной музыки на небольших площадках, собирающие свой довольно узкий круг публики, данный сегмент культуры, в основном, финансируется спонсорами, поощряемыми налоговыми льготами. У нас все это мракобесие с византийским размахом получает серьезную государственную поддержку. При этом все отлично понимают, что публика ни за что не пойдет это смотреть и слушать в штатном режиме, а если и прийдет, то покинет зал через 10 минут, ругаясь и отплевываясь. Искусственный взлет авангарда в 50-е годы состоялся при целенаправленной финансовой поддержке правительств Америки и Европейских стран — об этом прямо говорит в недавнем интервью Джерард Макберни, современный американский композитор, советник Чикагского симфонического оркестра. Сегодня на Западе авангард занимает свою вполне локальную нишу. Смешно, если власти «этой страны» вздумают раздувать пламень в давно погасшем очаге. Впрочем, если кому-то выгодно сделать дорогостоящую одноразовую акцию, то ее художественная составляющая не так уж важна. Важно правильно направить денежные средства из бюджета.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру