Серебренников приглашать Яшина не собирается

Конфликт в Театре Гоголя спровоцировал на беспрецедентный шаг

Ну вот, дело Театра Гоголя докатилось и до Мосгордумы. В понедельник на Комиссии по культуре, под председательством Евгения Герасимова, попытались  расставить точки над «i» в «гоголевской» истории на сегодняшний момент.

Конфликт в Театре Гоголя спровоцировал на беспрецедентный шаг

А ситуация такова: из острой стадии противостояние коллектива и нового руководства в лице Кирилла Серебренникова переходит постепенно в более спокойную со спорадическими всплесками недовольства. Письма недовольных долетели до разных инстанций, в том числе и в Мосгордуму. Туда пришло руководство Департамента культуры — Сергей Капков, Евгения Шерменева, Наталья Дрожникова.

Итак, профсоюз работников культуры на заседании представляла Лидия Фомина. А от театра присутствовали худрук Кирилл Серебренников, директор Алексей Малобродский, первый зам. председателя профкома Ася Перелякина, которой делегировал свои полномочия Янис Якобсон, — г-н Якобсон, между прочим, в результате всей этой ситуации с сердечным приступом попал в больницу. Также на больничной койке с воспалением легких оказался бывший режиссер Театра им. Гоголя Анатолий Бейрак — один из самых активных протестантов. Мы дозвонились ему.

— Есть ли сведения о том, сколько человек перешло к Серебренникову и кого он брать не хочет?

— В результате объявил, что 32 человека из 50 якобы дали согласие с ним работать. Это полная неправда. Ведь многие выслушали его речи, а потом ушли, не дав ответа. Одному он сказал: «Вы очень яркий артист, но в мою концепцию не вписываетесь». Другому: «Вот вы снимаетесь в кино, ну и снимайтесь дальше!». Ему просто надо было погасить конфликт, доложить Капкову, что все тихо и спокойно. Но ничего не спокойно.

— Но какая-то часть молодых, вероятно, хочет с ним работать?

— Все молодые, напротив, были отставлены им, они ему неинтересны. Кроме Сергея Галахова (который изначально выразил желание работать с К.С.) и Ильи Коврижных. Светлане Брагарник предложил какую-то роль. Непонятно — какую и когда.

Подтвердить или опровергнуть эти факты мы попросили Серебренникова.

— Это все ложь. Всю эту историю мутят несколько человек, но я не хочу комментировать их поступки. Я избалован работой с лучшими нашими артистами — со мной хотят работать и работают Евгений Миронов, Олег Меньшиков, Константин Хабенский, Чулпан Хаматова и многие другие прекрасные артисты. Со мной хотят сотрудничать артисты из Америки, Германии, Франции, Японии, Польши, Латвии. А вот несколько артистов из Театра Гоголя не хотят. Значит, не будут.

Что касается предложений работы той части гоголевской труппы, с которой я встречался, то факты таковы — на сегодняшний день 30 человек будут работать со мной и с другими режиссерами. Например, Светлана Брагарник будет играть в спектакле по Фассбиндеру, скоро приезжает режиссер из Латвии, будет с ней встречаться. Ирина Выборнова и Олег Гущин будут встречаться с Давидом Бобэ. Анне Гуляренко предложена одна из главных ролей в спектакле по Виктору Ерофееву — отказа я не получал. Все пожилое поколение будет участвовать в разных спектаклях.

Атмосфера на заседании была похожа на кипящий вулкан: ждали взрыва. Не произошло. Но отдельные выступления, например Лидии Фоминой, повергали в уныние — этакая общая риторика о духовности, патриотизме и прочем подкреплялась письмом общества «Много деток — хорошо». И такие люди пытаются решать проблемы современного искусства! Сплошная демагогия. Однако в ходе дискуссии прозвучала и одна очень важная вещь, которая, вполне возможно, предотвратит или позволит разрулить трудовые конфликты. Так, замглавы Департамента культуры г-жа Шерменева подтвердила, что все артисты из Театра им. Гоголя (в том числе не принявшие Серебренникова) мало того, что не увольняются, — их ставки сохраняются при переходе в другой театр. «Так мы уже сделали с музыкальным ансамблем Покровского, который числился в Театре на Таганке, но мало был там задействован. И теперь со всеми ставками он перешел в Москонцерт».

Таким образом, любой артист из «Гоголя» со своей ставкой может перейти в любой московский театр. Если, конечно, он там будет востребован.

Евгений Герасимов, прекрасно выдержавший роль тритейского судьи:

— Даже при советской власти не было таких гарантий. Власть меня не защищала, когда лично у меня случился конфликт с Гончаровым в Театре им. Маяковского. Я думаю, — подвел итог заседания Герасимов, — мы еще не один раз соберемся.

На провокационный вопрос Герасимова к Серебренникову, допускает ли он возможность приглашения на постановку в театр Сергея Яшина, Серебренников, не раздумывая, ответил: нет!

И еще одна интрига: по словам Алексея Малобродского, результаты проверки хозяйственной деятельности прежнего руководства Театра им. Гоголя могут стать предметом разбирательства уже не общественных организаций, а чуть ли не судов.

Честно говоря, все участники и наблюдатели от этой истории подустали. Конечно, когда меняются главные режиссеры, в любом театре будут обиженные, обделенные. Следует ожидать писем в вышестоящие инстанции — трудно найти московский театр, который через это не прошел, но... О Театре Гоголя стоит говорить с учетом того, как происходили и происходят подобные процессы в других столичных театрах (два волевым путем, один — добровольным): в Театре Маяковского, в Театре кукол на Спартаковской и в Ермоловском. Сказать, что все идеально, было бы неправдой, однако перемены очевидны: артисты работают, процесс, внушающий надежды на позитивные перемены, явно пошел. Маяковку у Карбаускиса — не узнать, так изменился внешний облик фойе и зала, приятно зайти в современное пространство. Перемены наблюдаются и на Спартаковской. В Ермоловском параллельно идут несколько репетиций и ремонт, и все в напряженном ожидании открытия (случится — не случится?). Может быть, и в Гоголя стоит подождать первых результатов, а не раскачивать лодку и доводить стариков до больничных коек?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру