И вот первый спектакль «Дядя Ваня». Публика собирается у театра. Русская речь мешается с анлийской. Соотечественников много. Англичан примерно треть. Обычная публика, влиятельные критики, седой Сева Новгородцев с Би-Би-Си прошел. Как мне сообщают — из 800 не продано только 8 билетов. Ценовая политика — от 15 до 55 фунтов, но есть места и по сто.
«Дядю Ваню» играют с субтитрами, которые в два ряда размещены у боковых лож и один экран наверху. И хорошо, что обошлись без аппаратов синхронного перевода. Не слышать голосов вахтанговцев — колоссальная потеря. Оцарапанный, срывающийся голос Маковецкого, особым образом произносящего шипящие. Или красивый без изъянов голос Симонова, металл в голоси у маман — Людмилы Максаковой и звеняще-легкомысленный у няньки — Коноваловой.
Ее сцена с Вдовиченковым, играющим доктора Астрова, как раз и начинает спектакль. Нянька Марина шаловливо-кокетливо бросает тряпочки в ответ на реплики доктора.
У Туминаса не традиционная трактовка Чехова, что рискованно для страны, ревниво соблюдающей традиции. Есть в ней магия — сразу и необъяснишь которую. И странность, и страсть, и сексуальность разлива в пространстве старой лондонской сцены. Но зал притих и пытается постичь эту страшную стихию русской души и природу русской действительности, кажется, мало изменившейся со времен Чехова. Следит за этим нелепым, но очень хорошим и порядочным дядей Ваней, в помятом костюмчике и ботинках с дырочкой на большом пальце. Да, не денди он лондонский. Он вымирающий вид — истинный интеллигент. Русский? Не русский — бог его разберет.
Каждая роль — от главной до маленькой и бессловесной — выстроена, заслуживает внимания. Анна Дубровская (Елена Андреевна), Владимир Симонов (профессор) — точно два зверька на сцене. Вдовиченков (Астров) — свободен, красив и несчастен. От того, что никого уже не любит. Сцену пьянства он проводит так, что не знаешь - плакать по его почерневшей душе или кричать от страха за него. Две дамы — маман (Максакова) и нянька (Коновалова), Вафля (Юрий Красков), бессловесный верзила-работник (Сергей Епишев) — ни одной проходной роли и за каждым можно следить не зависимо оттого, где он находится. Сидит ли нянька, пустыми глазами глядя в зал. Маман листает ли журнал, а работник тяжело волочит чемоданы...
А действие точно раскачивается на опасных качелях, амплитуда их полета усиливается удивительной музыкой Латенаса: не музыкальное оформление, симфония к Чехову.
То, что происходит здесь в антракте, в наших театрах не возможно представить — прямо в зале продают мороженное в маленьких стаканчиках, а публике позволено войти в зал с напитками (ничего святого!).
Сотый спектакль «Дяди Вани» прошел на Вест-Энде ярко и мощно. Занавес еще не успел опуститься на русскую драму, а уже начали хлопать. Партер весь стоял и вдохновенно аплодировал, кричали «Браво» . Вынесли цветы. Однако вместо цветов Владимиру Вдовиченкову и Маше Бердинских зрители подарили стаканчики с мороженым. Сам Туминас не очень доволен первым спектаклем, говорит, что слишком эмоционально и местами агрессивно играли его артисты. Трудно с ним согласиться.
Все ждут прессу и оценку критиков. И уже наутро после первого спектакля выясняется, что первым на московский спектакль отозвалось театральное издание «What’s on stage» — поставило пять звезд. Это супер!!!
Гастроли Вахтанговского театра проходят в Лондоне при поддержке Министерства культуры РФ.